Аман Рахметов: "Поэзия — это как дышать под водой"
Редакция «Давай Сходим» побеседовала с поэтом Аманом Рахметовым чтобы узнать, что он думает о современной поэзии, как приходит вдохновение и о любимых местах нашего города.
- Представьтесь, расскажите немного о себе.
- Аман (Амангельды) Рахметов, 24 года. Родился в г. Уральск. Служу в авиации, воинское звание лейтенант. В свободное время пишу или читаю стихи. Публиковался в литературных журналах «Подъём», «Простор», «Молоко», «Камертон». Участник воронежского областного совещания молодых литераторов (2018 г.) Автор книги стихов «Почти» (2019 г.)
Фото: @mir.zaev
- Когда начали писать, что вдохновляло?
- Точно не помню. В школе я ненавидел поэзию, потому что ее надо было учить, зубрить. Мне нравилось писать песни. После, я поступил в российский вуз (г. Воронеж) и на первом курсе случайно попал на поэтический вечер, выступил со своими текстами и понял, что это не тот уровень. Каждый год я в себе что-то ломал, менял и работал над стихами. На 4 курсе посещал семинары при союзе писателей Российской федерации, которым руководит поэт Зоя Колесникова. После выпуска выпустил книгу.
- Помните первое Ваше стихотворение?
Первое нет, к сожалению, не помню. Да если бы и помнил, я бы не стал его читать.
- Переживания влияют на творчество?
- Абсолютно ничего не влияет. Я могу быть не в настроении, но как только я сажусь за чистый лист, меня — нет.
- Откуда черпаете вдохновение для работы?
- Знаете, я люблю людей. Люблю весь мир и одновременно нет. Такой диалог противоречий. Мне всегда хочется выяснить что за гранью всего. Вдохновляет простое общение с людьми. То есть может возникнуть какая-либо фраза из беседы, или образ.
- Был случай, когда я сидел с друзьями, и я головой коснулся стекла. И было ощущение будто оно мягкое, и я представил, как углубляюсь в него. Так, появилось "мягкое стекло"
***
Коснутся руки мягкого стекла
и мир за выпуклостью станет шире,
и если окна с миром —
пополам,
то мы актеры, ждущие за ширмой.
Но выпуклость — иллюзия
и звук
аплодисментов громких — вызывает
у стен твоей квартиры тихий зуд,
и ты, как гость,
становишься незванным.
Ковер в прихожей, трогаешь ковер
руками,
хочешь по нему пройтись,
не разуваясь — настоящий вор,
теперь
ты — вор,
ты — вор, остановись.
Не нужно прикасаться к стёклам,
нет!
ни выпуклости мира,
ни свободы —
есть плоскость,
ты,
и карандаш на ней,
и лошади, глотающие воду
далёкие, в таинственном лесу...
- Или, к примеру, иду я с увольнения. В руках хлеб и сборник стихотворений. Так и записываю. Верлибр
***
Купил булку хлеба и сборник Мандельштама
не знаю с чего начать
хромает небо
улицы раздвигают квадратные колени
и сдвигают обратно
хлеб покрывается плесенью.
- Знаю, что некоторые творческие люди не любят собственные творения. А как вы относитесь к своим работам? Важно ли критиковать самих себя?
- Важно. Самокритика должна быть. И со стороны — тоже. В моем случае эта моя невеста, мне повезло. Все мои стихотворения проходят через ее хорошо или плохо. Она строгий критик.
Фото: @mir.zaev
- Процитируйте несколько строчек самого важного для вас стихотворения. И почему именно это?
***
ДИАЛОГ ПРОТИВОРЕЧИЙ
И там, где засуха — нежданный дождь,
А там, где дождь — забытая пустыня.
И так всю жизнь по крайностям идёшь
То с полными руками, то с пустыми.
Обходишь ночью блоковский фонарь,
И хочешь взвыть на звёзды, как собака,
Не зная звёзд. И на какой алтарь
Молиться вслух стихами Пастернака...
Проходит всё. Проходят все. И ты
Проходишь тихо, не сказав ни слова
О том, как ранние, в снегу, цветы
Во имя глупости цвести готовы.
___
На берегу вселенной есть рыбак,
Он ловит звёзды, трогает их, нюхает
И отпускает снова — что никак
Им не даёт со временем потухнуть...
*Стихотворение, посвященное памяти другу детства, Дамиру Рыскулову.
- Недавно вышла ваша книга «Почти». Какие эмоции вас переполняли, когда вы получили свой экземпляр?
- В первую очередь благодарность всем людям, которые помогли мне это сделать.
- Где можно почитать ваши стихи?
- Многие стихи в свободном доступе. В интернете есть архивы журналов, в которых я печатался.
- Назовите несколько современных поэтов, которых стоит почитать. Почему-то многие уверены, что современная проза и поэзия находятся в катастрофическом упадке — вот такой вот стереотип.
- На сегодня поэзия разнообразна. От мейнстримных актеров до никому неизвестных гениев. Хорошие стихи писать не прибыльно. Должна быть основная работа.
- Современные поэты, которых я советую почитать: Сергей Гандлевский, Александр Кабанов, Юрий Казарин
- Какие у вас творческие планы?
- Закончить работу над второй книгой стихов и первой книгой рассказов.
- Как вы считаете, что такое поэзия? Где проходит грань между зарифмованными строками и поэзией?
- Это сложный вопрос. То же самое что спросить, что такое музыка? Или что такое любовь? Если говорить простыми вещами, об этом хорошо сказал Бродский «Поэзия — высшая форма речи» от себя добавлю, что
«Поэзия — это как дышать под водой».
Фото: @mir.zaev
- XIX век был золотым веком русской поэзии, XX век – серебряным. Как вы думаете, какое место отведено поэзии в XXI веке?
- Стеклянный. Все такое хрупкое, нежное, непостоянное...
- Согласно известному высказыванию, «Пушкин – наше все». А кто из поэтов для вас — «все»?
- Борис Леонидович Пастернак. Считаю его лучшим поэтом всех времен.
Одно из его любимых произведений:
ЕДИНСТВЕННЫЕ ДНИ
На протяженье многих зим
Я помню дни солнцеворота,
И каждый был неповторим
И повторялся вновь без счета.
И целая их череда
Составилась мало-помалу —
Тех дней единственных, когда
Нам кажется, что время стало.
Я помню их наперечет:
Зима подходит к середине,
Дороги мокнут, с крыш течет
И солнце греется на льдине.
И любящие, как во сне,
Друг к другу тянутся поспешней,
И на деревьях в вышине
Потеют от тепла скворешни.
И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И дольше века длится день,
И не кончается объятье.
- Часто путь в поэзию начинается с подражания великим авторам. Расскажите, как преодолеть этот момент и выработать свой собственный стиль?
- Все приходит постепенно. У Бродского, к примеру, сильная рифма, логика. Рифме я и научился у него. У Рождественского я научился любви. У Пастернака — музыке.
- Время проходит, и ты начинаешь осознавать себя в поэзии и в не поэзии. И, конечно, не перестаешь читать, читать, читать, чтобы не повторяться.
- Как происходит рождение стихотворения? Оно сразу приходит к вам «законченным» или случается работать над отдельными строками долгое время?
- Чем больше я работаю над ними, тем дольше это происходит. На одни стихи уходят недели, месяцы, на другие годы.
- Приходилось ли вам переживать творческий кризис? И как, если не секрет, справляетесь со «взлетами и падениями музы»?
- Я вообще не понимаю этого. Если у меня возникает кризис в стихотворениях, то я пишу плохие стихи или рассказы. Нахожусь постоянно в поиске чего-то нового.
- Вы являетесь основателем направления «Южные тетради», как к вам пришла идея создать данный клуб?
- Я приехал в Шымкент и начал искать литературные клубы, кружки и не нашел. И тогда решил создать свой. Мы разбираем какого-либо автора. После идет разбор стихотворений членов клуба. Критика, советы, просто общение.
- К нам очень легко попасть, ждем всех желающих.
Фото: @mir.zaev
- Что бы вы хотели пожелать читателям «Давай Сходим»?
- Давайте уже куда-нибудь сходим…
- Назовите любимые места в городе.
- Цитадель города – потрясающие закаты и рассветы, тишина.
- Все, что за городом — горы, горы!
- Арбат – куда без него.
- Набережная – напоминает Весновку в Алматы.
Комментарии (0)