Иногда историю города можно читать по его облику. Сооружения, которыми застроен город, отражают не только архитектурные тенденции, но и идеи, традиционные черты и национальный дух той или иной эпохи.

Сейчас Алматы считается действующим архитектурным музеем советского модернизма. Масштабное строительство города началось в 1927 году, когда Алма-Ата стала столицей КазССР. Не менее интересные проекты были реализованы в эпоху сталинского ампира. Архитектурный бум пришелся к 1950-1960 годам, когда в город начали стекаться молодые архитекторы.

Основной задачей советских архитекторов был отбор экономичных решений и стремление к практичности. Новых построек города объединяли простые геометрические формы, минималистичный декор и большие оконные проемы. Однако при такой типизации объектов возник риск придать городу монотонный и невыразительный характер. Вследствие снова было принято решение использовать в архитектуре традиционные мотивы. Так, «город-сад» принял под свой покров постройки, украшенные национальной вязью, орнаментами и фрагментами из казахских обрядов.

 


 Гостиница «Казахстан»

Хоть и весь мир уже знал о космодроме, алматинцы долго не решались подниматься в небесную высь – хранили память о сокрушительных землетрясениях 1887 и 1910 годов. Решение построить небоскреб принял Юрий Ратушный, автор проекта. Архитектор считал, что новое малоэтажное сооружение может потеряться на фоне других построек. Так возвели гостиницу «Казахстан» – первый в СССР пример постмодернизма и самое высокое здание в стране до 2008 года.

Форма здания издалека напоминает колос. Основу составляет монолитное железобетонное ядро ​​с поперечными диафрагмами. За счет облицовки ракушечником, в первые годы здание было белого цвета, позже приобрел серый оттенок. Изначально короны в проекте не было, но в ходе строительства было выяснено, что шахта лифта возвышается над зданием, и архитекторы решили прикрыть её алюминиевым колпаком.

Гостиницу построили с учетом сейсмичности региона. После завершения строительства была проведена проверка – здание устояло. Кроме того, строители уверяли, что оно может выдержать землетрясение силой в 9-10 баллов. Здание с золотой короной, венчающей вершину, сегодня является одним из ярких символов города. Гостям отеля улыбается не меньшая удача: дух времени, пропитанный видом на  горы и прохладным вечерним ветерком, ощущается в каждом номере по сей день.

Год постройки: 1977
Адрес: пр. Достык, 52


Дворец Республики

Задача, которая предстояла перед алматинскими архитекторами, была непростая – к 100-летнему юбилею В. Ленина необходимо было построить оригинальное здание с национальным колоритом, способное принимать масштабные мероприятия. Сроки были сжатые. Однако авторы проекта с задачей справились: в 1970 году жителям радушно распахнул свои двери первый в городе Дворец.

Форма летящего шатра сооружению придавал художественный образ – угадывались культурные мотивы. Козырек и конструкции стен создавали впечатление легкости и парения в воздухе, не доходя до низа кровли. Однако самым необычным решением стал козырек, перетекающий в потолок внутри здания. Фасад здания был полностью остеклен, покрыт вертикальными солнцезащитными решетками и облицован мрамором и розовым ракушечником. Козырькам придавали индивидуальность чешуйчатые алюминиевые пластины, покрытые золотистым оттенком. Для кондиционирования здания использовалась вода из площади с фонтанами, расположенная перед Дворцом.

В 2011 году в здании впервые была проведена реконструкция, обходя Закон о культуре. Вместо реставрации, разрешенной на памятниках культуры, был проведен комплексный ремонт, который в итоге полностью изменен архитектурный облик дворца. Солнцезащитные ребра, горизонтальные панели и золотистые панели были полностью убраны. Внутренняя часть здания также подвергся разрушительным изменениям. 

Сейчас вместо былого шарма здания жители видят синий тонированный стеклопакет с встроенным led-экраном для трансляции рекламы. Реконструкция естественным образом вызвало серьезную критику со стороны горожан и ознаменовала начало движения в защиту архитектурного наследия.

Год постройки: 1970
Адрес: пр. Достык, 56


Казахский государственный цирк

«Кунаевский период» ознаменовался в Алматы появлением множества сооружений, которое придало городу новое очарование. До 1970 года в Алматы не было собственного здания цирка, выступления проходили в шапито. Изначально проект задумывался как копия Ашхабадского цирка. Однако архитектор Владимир Кацев настоял на том, что надо строить свой, уникальный цирк. Решение оправдалось – Казахстанский государственный цирк стал одним из ярких и необычных архитектурных зданий в Алматы, отражающий как современные тенденции, так и национальный дух казахского народа.

Круглая форма здания с одной стороны напоминает юрту, с другой стороны – шатры кочевников. Сооружение состоит из двух частей: из круглой постройки и прямоугольного корпуса. Чешуйчатый купол, пылко поблескивающий на фоне заснеженных гор, специально сделали ребристым – так здание защищается от перегрева.

Проект был продуман тщательно: здесь есть отдельные кухни для животных, туалеты для людей с особыми потребностями и 14 буфетов. Также для выгуливания животных построили 2 внутренних двора.

Год постройки: 1970
Адрес: пр. Абая, 70


Дворец школьников

Дворец школьников – яркий образец модернизма с элементами восточной культуры. Был построен по личной инициативе Д. Кунаева ведущими архитекторами и инженерами страны: В.Кимом, А.П. Зуевым и Т.С. Абильдаевым. С самых первых дней Дворец стал не только местом встречи школьников и масштабных мероприятий, но и одним из главных украшений города.

Изначально здание задумывалось как музей космоса на Байконуре. Первым привлекает взгляд волнистый купол, под которым находится круглый торжественный зал. Облицованный золотистыми пластинами, купол сочетает в себе как художественность, так и функциональность: он создает иллюзию рыбьей чешуи и служит солнцезащитой здания. Если посмотреть на здание сверху, Дворец предстает в форме пионерского галстука, мягко колышущегося на ветру. Центральная площадь и радиально расходящиеся от неё аллеи сливаются в образ сияющего солнца с протянутыми к небесам лучами.

Внутренняя часть здания ласкает глаза по-своему. Основной мотив в интерьере – мягкость очертаний и светонасыщенность потолков, которые мастера искусно передают через различные материалы: дерево добавляет теплоту, гранит и мрамор придают изыск, цветные горельефы усиливают текстуру, а хрустальные люстры резво играют со светом и тенями.

Сегодня Дворец школьников – место воспоминаний для былых пионеров и очаг знаний для юных алматинцев, которые, вероятно, унесут с собой лишь трепетные, теплые чувства.

Год постройки: 1983
Адрес: пр. Достык, 124


 Дворец бракосочетания

По проспекту Абая, на берегу Весновки расположены три примера советского модернизма, изящно вливаясь в единый архитектурный ансамбль: Казахский Государственный Цирк, Театр драмы им. Мухтара Ауэзова и Дворец бракосочетания. Последнее было построено по проекту архитекторов Мендикулова Малбагара, Александра Леппика и инженера Оразымбетова Нургазы. Здание состоит из двух круглых объектов, которые символизируют обручальные кольца. Фасад украшен солнцезащитными решетками, которые полностью перекрывают зоны сплошного остекления. Подобный прием встречается во многих модернистских сооружениях, придавая особый колорит городу. Посередине решеток угадывается геометрический национальный орнамент. У входа здания была установлена большая цветная мозаика, в которой изображена молодая пара в национальных костюмах.

С момента возникновения дворец подвергался реконструкции три раза. Сейчас здание принадлежит ТОО «Алтын Дән Қазақстан».

Год постройки: 1971
Адрес: пр. Абая, 101а


Банный комплекс «Арасан»

В 1970-х годах в Алма-Ате наблюдался дефицит общественных бань – для города с населением в миллион человек приходилось только 1,6 банных места. К решению проблемы приложил руки Д. Кунаев: было выделено место, наняты архитекторы и создан проект. Так появился банный комплекс «Арасан» – место, ставшее настоящим культурным и историческим центром города. Не последнюю роль сыграло наличие банного комплекса в Ташкенте – в то время конкуренция между столицей Узбекистана и Алма-Атой была предельно ощутимой.

«Арасан» – образец советского модернизма, искусно синтезирующий элементы восточной и западных культур: здесь вы найдете как массивные купола, так и щедро украшенные залы, напоминающие античный тепидарий.

Павильоны построены по отдельности и примыкают друг к другу в форме буквы «П». Несмотря на простоту экстерьера, внутреннее убранство здания роскошно. Соединение культур проявляется в контрасте между строгими прямоугольными формами и плавными купольными структурами, а также в сочетании гладких и текстурированных поверхностей фасада. Пятиэтажное здание с двумя подземными уровнями создаёт образ, напоминающий азиатский замок с его характерными угловыми башнями и яркой входной группой, которая словно приглашает переступить порог древней цитадели.

Блестящий «куневский период» казахстанской архитектуры оставил след не только в облике города, но и в жизни жителей. Ведь «Арасан» давно стал не только место для купания, но и центром социальной жизни, где люди могут встретиться и побеседовать с близкими.

Год постройки: 1979-1982
Адрес: ул. Тулебаева, 78


Кинотеатр «Целинный»

В 1964 году в Алма-Ате возник собственный «Бродвей» – появился первый в республике широкоформатный кинотеатр. Место стало точкой притяжения для местных жителей, несмотря на то, что зал с трудом их вмещал. По данным из Казахской советской энциклопедий, в 1982 году кинотеатр посетило более 2 млн человек.

Здание было построено по типовому проекту из железных блоков, но со сплошным витражом, что немало удивило алма-атинцев – тогда для горожан стеклянные фасады были новшеством. Фойе украшало панно «Национальные игры», которого впоследствии ждала нелегкая судьба: его заменили копией, вынесли наружу, затем оно и вовсе утратилось. Однако в годы реконструкции было обнаружено, что панно зашито гипсокартоном. Сейчас его снова вернули к жизни.

На сегодняшний день оригинальный экстерьер здания не сохранился. С 2018 года в зданий  размещается Центр современной культуры «Целинный».

Год постройки: 1964
Адрес: ул. Масанчи, 59


Аппаратно-студийный комплекс Казахского телевидения

На главной площади города, замыкая улицу Желтоксан, гордо возвышается еще один уникальный объект. Аппаратно-студийный комплекс запомнился алма-атинцам как первое остекленное здание в городе. По начальной задумке архитектора проекта, стекло здания должно было быть светло-голубой –  автор хотел, чтобы люди словно поднимались на небо. Однако нужный материал тогда не нашелся и пришлось использовать дымчатое стекло.

Фасад здания выполнена как складка из стекол, над которой свисают огромные «сталактиты». Вход оформлен национальной вязью. Прилегающий ландшафт был окружен густой растительностью и декоративным бассейном с северной стороны, который также служил для кондиционирования здания. После реконструкции его переоборудовали под фонтан. Предположительно, воздушность здания больше объясняется его ролью в архитектурном ансамбле с другими объектами на площади, нежели важностью телецентра.

Сейчас алматинцев удивляет другое – то, что это самобытное здание аппаратно-студийного комплекса все еще не входит в список памятников архитектуры.

Год постройки: 1983
Адрес: ул. Желтоксан, 185


Кинотеатр «Арман»

После строительства брутальное белоснежное здание с тесным вестибюлем задал новую тенденцию в архитектурной практике города. Однако закрытый ящик без окон, полностью изолированный от окружающей среды был принят другими творцами города не сразу. Лишь спустя годы поняли: Александр Иванович Коржемпо был первым архитектором в городе, перешагнувший к постмодернизму, сохраняя при этом связь с духом шестидесятых годов.

В первоначальном виде вершину кинотеатра венчала золотистая корона, а внутри стояла статуя девушки. Впоследствии последнюю подарили Ульяновску, а корона в годы реконструкций пропала. Поиски были тщетными – корону так и не нашли. На боковых стенах были выставлены рельефы, изображающие историю Казахстана: фигуры Амангельды, Родина-Мать, солдаты, группа космонавтов и женщины, собирающие урожай.

Сейчас «Арман», единственный функционирующий кинотеатр, несущий налет старины, является одним из любимых мест алматинских интровертов. Значит, замысел Александра Ивановича вполне оправдался. Ведь посетив этот островок тишины, люди действительно «чувствуют себя абсолютно обновленным и на 2 часа забывают о суете».

Год постройки: 1968
Адрес: пр. Достык, 104


Для того, чтобы погрузиться глубже в историю становления города, рекомендуем почитать тематическую литературу.  В 2018 году российский музей современного искусства «Гараж» издал книгу «Алма‑Ата: Архитектура советского модернизма. 1955–1991». Авторами выступили российские историки архитектуры Анна Броновицкая и Николай Малинин, а также фотограф Юрий Пальмин. В книге создатели рассматривают архитектуру города в широком контексте искусства, культуры, социальной и политической истории и рассказывают о более 60 объектах города, построенных в самых разных архитектурных стилях.


Читайте также:

Дата публикации: 28.05.2024