13 апреля дверь в международный прокат распахнулась перед долгожданным полнометражным аниме Макото Синкая — «Судзумэ, закрывающая двери»! 

Судзумэ Ивато — ученица старшей школы, проживающая в небольшом городке, расположенного в префектуре Миядзаки (ну, вы поняли). Мать девушки умерла 12 лет назад во время цунами, вызванного землетрясением, поэтому заботу о юной Судзумэ на себя взяла родная тётя.

Казалось бы, день Судзумэ Ивато начинается вполне рутинно, не считая странного сновидения, где она, будучи маленькой девочкой, блуждает в поисках матери по необычной местности, где небо словно оголило космические просторы, а зеленые луга простираются на многие километры вокруг.

Но, кроме снов, предстоящие сутки приготовили девушке еще множество сюрпризов. По дороге в школу ей повстречается Сота — «закрыватель» дверей, и не самых обычных. Из подобных дверей в мир людей периодически вырывается «червь» — предвестник землетрясений, а потому их важно вовремя запирать. По случайности, Судзумэ высвобождает одного (Дайдзина) из двух камней-хранителей, что сдерживали аномалию. Теперь Судзумэ и Соте предстоит вернуть его на место, попутно предотвращая катастрофы по всей Японии. Правда сделать это будет непросто — Дайдзин обрел форму проворного белого котика.


Судзумэ, Дайдзин и Сато

Отношения природы и человека — одна из основных тем Хаяо Миядзаки, перекочевала в полнометражные работы и его последователя — Макото Синкая. «Судзумэ, закрывающая двери» — это не первая работа маэстро о подобных взаимоотношениях, но точно в числе первых, что повествует на грани волшебно|жутко — сейчас объясню.

Читать также:

Даттебайо! Самые ожидаемые аниме 2023

В апреле множество годных новинок и продолжений любимых аниме, а каких именно — можно узнать в подборке!

Ни для кого не секрет, что острова Японии весьма сейсмоактивная зона (в среднем 5 землетрясений в сутки) и подземные толчки для местных жителей скорее обыденность, чем повод для серьёзного беспокойства — люди научились с этим жить. Но есть и те, что выбиваются из подобной повседневности и Великое восточно-японское землетрясение, произошедшее 11 марта 2011 года, как раз из таких.


последствия землетрясения 2011 года в Японии

Синкай отсылает нас к нему, вплетая историю матери Судзумэ — да, её забрал цунами, вызванный тем самым землетрясением. И словно в попытке пережить национальную трагедию, предотвратить не понаслышке знакомые последствия (подобный терапевтический прием использовал и Тарантино в «Однажды в... Голливуде»), он отправляет героев всё дальше, к эпицентру той самой катастрофы. 

Тогда землетрясение унесло жизни около 20 тысяч человек и именно от этого становится не по себе. Конечно, тут свою роль играет и эффект неожиданности — собираясь в кинотеатр на аниме, ожидаешь погружения в совсем иной мир: с котиками, уютными японскими улочками и красочной анимацией на большом экране— всё это тут есть, правда приправленное вот такими вот переплетениями художественного вымысла и суровой действительности.


Судзумэ на территории заброшенного онсэна (онсэн — название горячих источников в Японии, а также, зачастую, и сопутствующей им инфраструктуры туризма — отелей, постоялых домов, ресторанов, расположенных вблизи).

Ладно, выдохнули, теперь можно и к художественному вымыслу и истории в целом. Несмотря на всю, как вы уже поняли, серьёзность поднятой темы, аниме довольно жизнеутверждающее и не упускает шанса вызвать у зрителя улыбку или даже смех. Герои регулярно перемещаются из одного населенного пункта в другой, в каждом из которых рождается своя мини-история и теплые знакомства. Кроме того, это отличная возможность для путешествия (хоть и чисто визуального) по Японии, от острова Кюсю до Токио. Практически каждый кадр городского пейзажа здесь имеет свой аналог в реальном мире.

Читать также:

«Братья Супер Марио в кино»: торжество ностальгии

Если у вас дома или у вашего друга имелась игровая приставка «Денди», то вы, вероятно, прекрасно понимаете о ком идет речь. В общем, кто понял — тот понял.

Кстати, о пейзажах. Зрители, что уже знакомы с творчеством Синкая некоторое время, не дадут соврать, что качество рисовки — это то, что у режиссера стабильно и всегда хорошо. Данное аниме не стало исключением, по-прежнему заставляя жадно глазеть на практически каждый свой кадр и заранее представлять его в качестве обоев своего рабочего стола.

Кроме сюжетных и визуальных приемов, на полное погружение здесь работает и аудиосопровождение. Над саундтреком для аниме поработала японская группа «RADWIMPS», что уже не в первый раз сотрудничает с режиссером, но, вероятно, выдала свой лучший перформанс. Местные композиции выжимают максимум из эмоциональных сцен, пробирая до мурашек, а заглавная песня западет многим не только в душу, но и в плейлисты.

Единственный увесистый аспект картины, который сложно не отметить и вызывает вопросы — это мотивация камней-хранителей. Она размыта и не до конца понятна, а их постоянная смена настроений вызывает ощущение словно некоторые из сцен, где персонажи повздорили или, наоборот, помирились, попросту были вырезаны. В остальном же история понятна, последовательна и эффектна.


красиво

Несмотря на стремление Синкая к зрительскому кино, ему удалось создать и личную картину для каждого. Терапевтическое кино о принятии, не о «забыть», но об «отпустить», закрыть дверь прошлого и попытаться жить дальше.


Больше рецензий, обзоров и даже подборок актуальных аниме можно найти ЗДЕСЬ.

Дата публикации: 14.04.2023