Серия выставок „по / против течения. современные фотоинтервенции“ представляет живущих в Германии фотохудожников, открывающих новые стороны фотоискусства и развивающих собственный образный язык. Их позиции объединяет форма художественного вмешательства. Вне зависимости от смысловой наполненности работ, от источников вдохновения, эти фотохудожники видоизменяют материал своих кадров или внешнюю действительность. Открытым остается вопрос о том, документален ли такой подход, или его следует отнести к разновидностям реализма, переходящего в вымысел.
К запуску серии таких выставок подготовили первую экспозицию двух художников – Виктории Биншток и Михаэля Шефера. На ней представлены работы, которые воспроизводят медийные кадры и осмысливают их функции. В то же время оба художника исследуют нарастающую автономность кадров в мире, обусловленном цифровыми алгоритмами и сетевыми ссылками. Такой подход связывает Биншток и Шефера с традиционным интересом художников к СМИ, начавшимся еще в 1970-х, и выдает в них представителей молодого поколения художников, расширяющих поле взаимодействия фотоискусства и документалистики.
Выставка Института международных отношений в области культуры (ifa, Штутгарт)
Концепция и отбор: Флориан Эбнер и Кристин Мюллер
Организация выставки: Гёте-Институт Казахстан в сотрудничестве с ifa, Генеральным консульством Германии в Алматы и Государственным музеем искусств РК им. Кастеева
Виктория Биншток
Виктория Биншток рефлектирует в своих фотоработах о фотографии как медиа и через деликатные смещения контекста исследует функцию и репрезентацию фотографии, для чего на равных началах снабжает себя не только собственными фотографиями, но и изображениями из фондов интернета и других медиа-источников.
В цикле работ «Мир деталей» Биншток сопоставляет снимки нью-йоркских улиц из Google Street View с собственными снимками, сделанными на тех же местах, чтобы сравнить автоматически выдаваемые картинки из вселенной Google с собственным субъективным восприятием той же городской реальности.
Снимки из цикла «Трое на телефоне» сделаны еще в 2004 году в Токио, за несколько лет до того, как смартфоны стали определяющим фактором общественной жизни. Когда эти работы редактировались в 2007 году, уже можно было догадаться, что небольшие аппараты совершенно изменят нашу экономику внимания.
«Кластеры» устанавливают родство между образами, основываясь исключительно на результате, выдаваемом алгоритмами поисков Google, на «похожих картинках». Отправной точкой каждой группы является снимок Биншток из ее частного архива, который она вставляет в поисковик. Потом художница выбирает некоторые картинки среди полученных результатов и обрабатывает их в своей мастерской.
Михаэль Шефер
Обращение Михаэля Шэфера с фотографией есть особая форма художественной мимикрии, способ включения изображений для их деконструкции. Взгляд художника прикован к множественности определений пресс-фотографии, переизбытку её значений и смысла, формально представляющего наблюдателю историко-политическую констелляцию как готовую интерпретацию.
Основанием для «Образцов» послужили фотографии политических и экономических деятелей, большинство из которых публиковалось в журнале «Шпигель». В них Михаэль Шефер монтирует сфотографированные им головы и тела статистов, чтобы показать суггестивную взаимосвязь инсценированной позы политика, самого момента съемки и сопроводительной подписи на страницах журнала.
Для работ из цикла «Поколение» Михаэль Шефер использует найденные в интернете фотографии моделей на подиуме, их лица он заменяет сфотографированными в своей мастерской лицами детей. Так возникают гибридные создания, показывающие призрачность цифровых химер влечения, страстей и идеалов красоты в эпоху СМИ и потребительства.
В раннем цикле работ Шефера «Кадры для прессы» до мельчайших подробностей воссоздаются новостные фотографии, художник увеличивает их до размеров картины. Он показывает, как СМИ выстраивают свой нарратив, сочетая предлагаемые обстоятельства со знаками и символами.
В «Открытом архиве» объединены кадры из газетных и сетевых публикаций, хранящиеся в архивах художника, но еще не использованные им. Шефер обрабатывает значимые кадры, приобретшие широкую известность в СМИ и по-прежнему памятные многим людям. Таким образом возникает весьма актуальный корпус работ, связанный с предыдущими произведениями художника и позволяющий проанализировать многомерную взаимосвязь с риторикой, инсценировкой и механизмами функционирования его последних работ.
Монтажи Шефера для «Навязчивые ссылки» основаны на нередко пропагандистских снимках, выложенных в интернете, иллюстрирующих войны в Сирии и Ираке. Представляя нас, Шефер помещает двух молодых людей, каждому из которых по двадцать с небольшим, в цифровое видео, снятое на мобильный. Если посреди фото- и видеокадров мы воспринимаем себя лишь пассивными наблюдателями, о чем это говорит? Дистанция между передним и задним планами, миром увиденных и добавленных образов остается непреодолимой, несмотря на непосредственность наших свидетельских впечатлений.
Стоимость: В день открытия 2 марта вход бесплатный. В остальные дни: Взрослые - 500 тенге Школьники и студенты художественных учебных заведений - 200 тенге. Пенсионеры, студенты - 300 тенге. Ветераны ВОВ, ветераны труда, люди с ограниченными возможностями, дети дошкольного возраста, работники музеев - бесплатно.
Комментарии (1)