Игорь Вербицкий: "Театр - это канат, который развешан над пропастью"
Редакция «Давай Сходим» побеседовала с художественным руководителем русского драматического театра Вербицким Игорем Владимировичем чтобы узнать, что он думает о театре в Казахстане, как формируется спектакль и репертуар театра.
ВЕРБИЦКИЙ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ - художественный руководитель Южно-Казахстанского областного русского драматического театра. Заслуженный деятель Республики Казахстан (2010).
Фото: @mir.zaev
- Сколько спектаклей вы поставили за свою карьеру? И можете ли среди них выделить один, который вам больше всего запомнился?
- За 20 лет моей режиссерской работы я не считал, у меня были и сказки и взрослые спектакли. Их было достаточно много, если судить по репертуару. Все спектакли - как дети, они все рожденные тобой. Один из самых первых запомнился – «Тряпичная кукла», он играется с живыми музыкантами. Все спектакли любимые, я не могу сказать этот или этот более любимый, этот или иной лучше. Где-то актеры лучше сработали, где-то музыка больше подходит, здесь декорация получше и тд. Свет выставлен интересней, нельзя сказать этот самый любимый, а этот я не люблю. Все по своему хороши.
- Вероятно, у вас в начале творческого пути были кумиры. На кого вам хотелось тогда равняться? Чье мнение для вас авторитетно сейчас, к кому прислушиваетесь?
- Авторитеты конечно были. Я до сих пор обожаю творчество Владимира Семеновича Высоцкого. Поэтому не зря у нас родился такой проект, как «Место встречи изменить нельзя» он проходит только у нас в театре. Это человек чье творчество я люблю, ценю, слушаю его песни, старые фильмы с его участием с удовольствием смотрю. Это человек-личность, к которому тянутся.
- Есть так же много актеров которых я люблю, уважаю и с удовольствием смотрю их фильмы. Слава богу, что кино оставило их нам, что мы можем сказать “вот посмотрите их работы”. Когда я смотрю старые фильмы, я получаю колоссальное удовольствие, там нет взрывов, нет стрелялок. По актерски они очень органичны, очень правдивые, очень честные. Они показывают по настоящему актерское мастерство. Не чета нашим нынешним а-ля актерам, у нас сейчас актером может стать абсолютно любой. Раньше актеры играли намного лучше, чем сейчас. Актеры учились этому, а сейчас я говорю «актером может стать любой, любая медийная личность. Певец, танцор, спортсмен. Они могут стать актером кино, но никогда им не стать актерами театра»
- Как сильно отличаются актеры кино и театра?
- Тут специфика работы совсем другая. К примеру в театре надо громко говорить, нужно смотреть в зал, работать со зрителем. А в кино большую часть можно переснять. Знаете, кто-то хорошо сказал:
«Кино и театр. Кино - это канат, который расстелен на полу и по которому ты идешь, а театр - это канат, который развешан над пропастью».
В кино если ты оступишься то все, пересъемка дубля. В театре у тебя нет дубля, ты если упал, то все, ты полетел вниз. Вот такое грубое различие.
- В постановках участвуют актеры разных возрастов. По какому принципу отбираете людей для спектаклей, ведь команда должна быть психологически совместимой? Не возникает сложностей в творческом процессе из-за проблем в разнице поколений?
- Это очень сложный процесс, потому что мы должны угадать настроение нашего зрителя, что ему надо, на что в данный момент он пойдет, что его заинтересует. Важно чтоб труппа совпадала, по распределению ролей. Распределение ролей самое сложное. Проблемы возникают, у нас молодой театр. В основном все молодые актеры. Если брать молодежный спектакль, то у нас одна молодежь играет, если брать спектакль «Король Лир» мы не осилим, там очень много возрастных ролей. Сложно, поэтому я не беру такие спектакли. И репертуар у нас получается немного молодежный.
Фото: @mir.zaev
-Как попадают в театр, как формируется труппа?
- При театре работает студия «Балаганчик». Когда я стал в 2000 году режиссером, сразу задался целью воспитывать своих актеров. С моим приходом как главного режиссера появилась такая студия. Я объяснил что это наше будущее, никто к нам из за рубежа не придет, это от нас будут уходить. Так оно и получилось. Наши актеры, выпускники студии сейчас работают кто в Алматы, кто в Астане, кто в Питере. Они заканчивают студию, они работают в театре, потом едут поступать и остаются. Обучение длится 2 года, после окончания выдается диплом, и этот диплом дает возможность прийти к нам в театр. Из студии 1-2 человека попадают в основной состав труппы.
- Считается, что детская публика искреннее и внимательнее, чем взрослая. Так ли это? Ставили ли вы спектакли для детей?
- Дети искреннее, чем взрослые. Взрослые понимают, что это игра, а дети верят. Дети включаются в игру, взрослые же отдают дань игре актеров. Для детей сложнее играть.
- Театр рождается через зрителя. А что сейчас ждут зрители от театра?
- Основная масса ждет развлечение: комедию, шоу. К сожалению, сейчас мало зрителей, которые хотят прийти и посмотреть что-то серьезное, умное, ни про что-то, а о чем-то. Человек должен не только развлекаться, но и размышлять.
- Как долго длится подготовка каждого спектакля?
- Иногда мы выпускаем спектакли за 20 дней, 30 дней. Сложный спектакль, как «Дядя Ваня» мы сделали за 20 дней.
- Что самое волнительное в вашей работе? Время перед премьерой или подготовительная работа на репетициях?
- Мне больше нравится репетиции, поиск, анализ. Бывает так, что спектакль смотришь и хочется взять заново репетировать. Не часто, но бывает. Чем хорош театр, в театре можно что-то изменить. Ты можешь прийти сыграть по другому, он живой, постоянно дышит.
- Кто в конечном итоге отвечает за спектакль?
- В конечном итоге отвечает помощник режиссера, который ведет спектакль. На каждом спектакле есть ответственный, помощник режиссера. Он отвечает за все: за свет, за звук, за актеров, за декорации, но морально отвечает художественный руководитель.
- После премьеры спектакля руководство театра, как правило, проводит «разбор полетов». Как вы проводите анализ работы коллектива, своей работы? На что чаще всего обращаете свое внимание?
- Такой анализ проходит не после премьеры, а в основном на генеральной репетиции. Когда режиссер не останавливая смотрит весь спектакль от начала до конца, если есть замечания все это записываем на диктофон. И так 5-8 раз, и после прогона уже идут замечания.
- Что вы думаете о современном театре и состоянии театра в Казахстане и Шымкенте?
- Пытается что-то делать театральный Казахстан, что-то новое, что-то свежее. Мы не процветаем, но мы живем.
- Актеры любят разыгрывать друг друга и иногда играют «зеленые» спектакли. Как вы к этому относитесь?
- У нас нет “зеленых” спектаклей, у нас все правильного цвета. Я считаю что прикалываться надо у себя в капустниках. Ты не имеешь право прикалываться на сцене. Зритель просто напросто не поймет.
В театре должен быть творческий диктат.
Фото: @mir.zaev
- Пожелание.
- Приходите в наш театр, смотрите наши спектакли.