Программа сольного концерта Михаила Плетнева отсылает к «Юбилейным приношениям» – фестивалю, посвященному 15-летию «Декабрьских вечеров», объединившему зарубежное и русское искусство XIX–XX веков. Для своего Klavierabend’a Михаил Плетнев выбрал два заветных имени – Франц Шуберт и Петр Ильич Чайковский. Фортепианное творчество Шуберта явилось первой страницей в новой книге романтической клавирной литературы. С 1815 до 1828 года наряду с вальсами и другой танцевальной музыкой композитор писал фортепианные сонаты. Однако при жизни Шуберту удалось издать только три сонаты. Современники предпочитали его песни и фортепианные миниатюры. Композиторы и пианисты конца XIX века «обходили стороной» фортепианные сонаты «венского соловья», полагая, что Шуберт в них подражает гениальному Бетховену. Этот миф был развеян лишь в начале XX века Артуром Шнабелем, исполнившим на своих концертах 15 сонат Шуберта. Любопытно, но Сергей Рахманинов в 1928 году признался, что вообще не знал об их существовании. Несмотря на реабилитацию сонат в глазах профессионалов и критиков, пианисты-виртуозы не спешили включать их в свой репертуар. Музыка романтиков – Шуберта, Шумана, Шопена и Листа – всегда звучала в концертных программах Святослава Рихтера. Однако и его путь к сонатам Шуберта был постепенным: от монументально-виртузных полотен Листа, остро-эмоциональных драм Шопена в 1950-х, Рихтер, начиная с 1960-х, всё больше углубляется в интимный мир созерцательной и целомудренной лирики Шуберта. Он составляет монографические программы из произведений композитора. Не случайно на пюпитре рояля в августе 1997-го остается раскрытый том шубертовских сонат. «Рихтеровские интерпретации Шуберта в те годы стали целой исполнительской эпохой в сознании поколения музыкантов, настолько неповторим был высокий духовный мир Шуберта, воссозданный гениальным пианистом», – писала Вера Горностаева.
Смотреть по ссылке.
Комментарии (0)