«Бақыт»: Реальность без блюра
16 февраля в прокат вышел фильм «Бақыт» — картина о пытках, что творятся за закрытыми дверьми жилых домов. Отечественный фильм уже успел получить признание на международных кинофестивалях. Например, в Берлине, в секции «Панорама», картина удостоилась награды «Приз зрительских симпатий».
Основное действо картины разворачивается в безымянном городке, вокруг семьи, где имена друг-друга также не называют. Их обитель в одном из непримечательных панельных домов, что знакомы практически каждому казахстанцу.
На пороге у зрелой ячейки общества празднество: единственная дочь выходит замуж. В спешке готовясь к торжеству, жена приводит себя в порядок, буднично замазывая синяки от побоев, муж же пытается совладать с последствием, вероятно, очередного запоя.
Достаточно скоро становится понятно, что фильм — высказывание. Он бросает зрителя в цепочку трагических событий, не ходя вокруг да около. Погружая в водоворот нелюбви, картина не забывает каждым действием, словом и образом буквально вдалбливать (словно ударом молотка) в сознание зрителя свою главную мысль — бытовое насилие имеется, оно ужасно и недопустимо. В этом ключе, повествование ни на мгновение не ослабляет хватку, повышая ставки.
Возрастной рейтинг 18+ оправдан: фильм не пытается скрыть «неудобные» моменты, демонстрируя реальность без блюра. Ему не чужды элементы триллера, а нарастающее безумие ненароком может вызвать в памяти сцены из «Джокера» Тодда Филлипса.
Читать также:
7 недооценённых казахстанских фильмов
«Шал», «Томирис», «Рэкетир»... — те фильмы, что знакомы практически каждому казахстанцу. В связи с этим — подборка качественного отечественного кино, которое вы могли пропустить.
Трудно отрицать то, что неподготовленного зрителя подобное может оттолкнуть (на нашем сеансе, посреди фильма, несколько людей покинули зал). Вероятно, имелись и имеются иные способы заявить о проблеме, но таков выбор создателей и он более, чем рабочий. Картина вызывает эмоции, побуждает к рефлексии, её обсуждают видные деятели киноиндустрии и неравнодушно встречают зрители на международных кинофестивалях.
Фильм затрагивает не только непосредственно тему бытового насилия, но и изобретательно вплетает сатиру над устоявшимися порядками нашего общества, что играют, к сожалению, не последнюю роль в сложившейся ситуации.
Сцены и художественные образы грамотно выстроены таким образом, что не составит труда узнать в некоторых героях своих родных, знакомых или даже себя. Отсутствие имен, безликий город и «образцовая» квартира панельного дома лишь укрепляет подобные ассоциации, оставляя зрителя с пониманием, что на этом месте мог и может оказаться любой.
Несмотря на обманчивое первое впечатление, к исходу фильма приходит осознание, что каждый из основных персонажей внес свою лепту в данный порочный круг, кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени. Радует, что имея в руках подобный инструмент, как прямое воздействие на зрителей, людей, создатели фильма подошли к проблеме более комплексно, не сведя всё лишь к черному и белому.
Влияние культурных продуктов на общество нельзя недооценивать, они развивают, побуждают к размышлениям, смешат и вдохновляют. И если юмором (на большом экране) отечественный кинематограф нас балует, то пласт осознанных картин только формируется.
«Бақыт» — один из подобных проектов. Прямолинейный, громкий и необходимый. Не о счастье, но демонстрирующий всё то, чего происходить не должно, чтобы на него оставались шансы.
Больше рецензий и обзоров можно найти ЗДЕСЬ.