«Қаш»: Дебютный фильм Айсултана Сеитова
Редакция «Давай Сходим» посетила премьеру дебютного фильма Айсултана Сеитова — «Қаш»! После показа состоялась сессия вопросов и ответов с режиссером и сценаристом, на которой они поведали об интересных деталях при создании полного метра.
Вооружившись всей информацией, мы решили подробно описать наши впечатления и помочь вам определится с выбором: сходить на фильм или нет?
Мнение редакции носит субъективный характер.
«Қаш» — картина о превозмогании и борьбе с животным началом, демонстрирующая зрителю, через абстракцию и символизм, суровый реализм, что господствовал в 30-х годах прошлого века на территории современного Казахстана. В ауле могильщика Исатая множится голод, вместе с младшим братом Алимом они отправляются в ближайший город для передачи письма государственному служащему, пытаясь предотвратить надвигающуюся катастрофу.
Фильм Айсултана Сеитова — это один из тех редких случаев, когда артхаус-проект претендует на массовость (по крайней мере, в Казахстане). Тема, поднятая здесь, близка практически каждому жителю страны, оттого и резонирует с внутренними чувствами, выводя эмпатию, по отношению к героям, на уровень выше.
Но это не сработало бы без грамотно принятых решений команды, что работала над фильмом, о которых поговорим далее.
Главные роли сыграли Еркебулан Дайыров, Ондасын Бесикбасов и юный Султан Нурмуха. Еркебулану Дайырову удалось отлично передать архетип человека того времени: его персонаж — не супергерой и не приверженец сверхвысокой морали, он лишь человек, который пытается выжить. Кроме того, отдельно хотелось бы отметить работу Султана Нурмуха (это, кстати, его первая роль в кино), которому удалось зрело отыграть серьезные эмоциональные сцены. Перформанс Ондасына Бесикбасова был также прекрасен, а его роль в данной работе, пожалуй, пусть каждый зритель определит для себя сам.
Как и его персонажи, мир «Қаш» аутентичен, а потому не вызывает диссонанса, приглашая погрузиться в него с головой. Костюмы, декорации и иная соответствующая айдентика сделаны кропотливо, с оглядкой на время и обстоятельства.
Погружению способствует и как подан фильм.
Формат 4 на 3, выбранный Айсултаном для демонстрации событий на экране, кроме того, что ассоциируется с советским прошлым, грамотно обозначая время происходящего, отлично подмечает и заточённость персонажей. Исатай и Алим, несмотря на окружающую их степь, которая обычно является синонимом свободы, в какой-то момент, явно чувствуют себя заложниками ситуации и «обрезанный» кадр подчеркивает это, исключая пространство вокруг.
Цветокор, практически лишенный ярких красок, еще более акцентирует внимание на обреченности. Только в редкие моменты, например, когда Исатай с Алимом играют в юрте, кадр демонстрирует теплые тона, вызывая ассоциации уюта, комфорта и безопасности.
Особняком стоит операторская работа: практически каждый кадр фильма выверен как со стороны эстетики, так и со стороны работы с пространством и грамотно расставленными акцентами, позволяющими глубже проникнуться чувствами и переживаниями персонажей.
Тревога за героев фильма достигает пика, когда тягучие саспенс-сцены вкупе с музыкальным сопровождением воздействуют так, что дыхание с персонажем начинает резонировать, словно вы оказались в одной лодке.
Фильм не без недостатков, например, трансформации героя Еркебулана Дайырова показаны весьма резко, рефлексия и постепенность, в этом случае, едва заметны. По словам Айсултана Сеитова, 40 минут хронометража ушло в утиль, и возможно это связано с этим. Несмотря на это, фильм ругать желание отсутствует, да и почти не за что.
«Қаш» — это смелая, качественная и нужная работа, которая подарит вам один из лучших просмотров отечественного кинематографа в уходящем году.
Больше рецензий, обзоров и даже подборок актуальных аниме можно найти ЗДЕСЬ.