Загадки знаменитых картин: что мы узнали на выставке «От Мунка до Босха»
Алматы называют культурной столицей страны, и это звание знатно подкрепляет разнообразие развлечений, наполняющие город. Среди них найдутся как задорные фестивали, дух которых пропитан свободой и смелостью, так и тихие выставки, в картинах которых можно спрятаться от гремучего города.
Если вы предпочитаете второе, рекомендуем заглянуть в Vekarta: в галерее гостят «Самые загадочные картины мира», и широко распахнув двери, ждут жителей – делиться секретами. Выставка может похвастаться не только красивой картинной галереей, но и коллекцией полотен, которые по сей день будоражат сердца и сознания ценителей искусства.
Купить билеты на выставку «От Мунка до Босха. Самые загадочные картины мира» вы можете на нашем сайте по ссылке.
На выставке представлено около 50 работ знаменитых художников – от мистической улыбки «Мона Лизы» до от отчаянного «Крика» Мунка, которые сопровождаются содержательной экспликацией. Картины качественно выполнены на холсте в технике «жикле».
Жикле (фр. Giclee – «распылять», «разбрызгивать») – копия художественной работы методом цифровой печати.
Наша редакция также побывала на выставке, и узнала множество любопытных фактов из жизни художников и об истории знаменитых полотен, корни которых, оказалось, зарыты намного глубже. В статье делимся с вами неизвестными фактами известных картин.
Леонардо да Винчи «Мона Лиза», XVI век (Точная дата написания неизвестна)
Мона Лиза или госпожа Лиза дель Джоконда является, пожалуй, самой знаменитой женщиной в мире, а ее улыбка – самой обсуждаемой. Помимо превосходной техники полотна, «Мона Лиза» обладает непонятной силой, которая скрывается в ее слегка влажном взгляде, нежности рук и наконец, таинственной улыбке. В ней одни видят гордую сдержанность, другие – кокетливый соблазн. Некоторым она кажется жертвенно нежной, а иногда о ней говорят: «Демоническая». Третьи считают, что художник изумился бы, изучив трактовки – он всего лишь хотел отточить свой талант и придать лицу живой блеск.
Этот вопрос остается открытым, зато о судьбе картины известно довольно многое:
-
«Мона Лиза» на самом деле написана не на холсте, а на доске. Предполагается, что на картине изображена Лиза Герардини, жена флорентийского торговца. Но согласно другой теории, художник здесь изобразил сам себя, в женском образе.
-
В зрачках Моны Лизы можно увидеть микроскопические цифры и буквы, их видно только с помощью специального оборудования. Считается, что там нарисованы инициалы автора и Салаи – ученика, и, возможно, возлюбленного Леонардо да Винчи – а также дата завершения полотна.
-
На протяжении всего времени картина подвергалась неоднократным актам вандализма, последний из которых был в 2022 году. Это стало предпосылкой к установке специальной защитной системы за 7 миллионов долларов.
-
В 1911 году картина была похищена сотрудником музея, который обозначил свое преступление искренним патриотизмом – он хотел вернуть ее на Родину, в Италию. К слову, наибольшую популярность полотно обрело именно после похищения.
Эдвард Мунк «Крик», 1893.
Культ «Крика» и спустя столетие не спускается со сцены, даже наоборот, порождает все больше интереса к творчеству художника. Этому способствует как поп-культура, так и само содержание картины – в ней выражены страх и потерянность, которые цепко хватаются за чувства тревожного поколения.
Разгадываем, что полотно таит в себе:
-
«Крик» не один: всего Мунк написал 5 вариаций картины. Четыре из них – в цветном, одна – в монохромном варианте.
-
Картина была похищена из национальной галереи Осло дважды – в 1994 и 2004 годах. При первой краже грабители оставили записку с благодарностью – «Спасибо за плохую охрану».
-
В 2006 году M&M’s в рамках рекламной кампаний предложили награду за возврат картины – 2 миллиона пачек..темного шоколада. Стимул, кажется, сработал – местонахождение полотна вскоре было раскрыто.
-
Существует несколько версий появления картины:
1. Картина списана с перуанской мумии, которую художник видел на выставке в Париже. Она действительно выглядит так же: открытый рот, пустые глаза и ладони, прижатые к щекам.
2. Эмблема экспрессионизма: «Крик» зародился от чувства отчаяния и дисгармоничности мира, испытываемые автором в тот период. Причин было много: смерть сестры, угнетающее одиночество и обреченность семьи на душевное расстройство. К слову, Мунк никогда не имел детей – считал, что не имеет права передавать им наследственные болезни.
3. Дело в Достоевском. Многие исследователи считают, что картина была написана по мотивам «Преступления и наказания». Сам Мунк в своем письме другу пишет:
«Некоторые вещи в Раскольникове — лучшее из того, что я когда-либо читал, а некоторые страницы — сами по себе произведение искусства. <…> Еще никто в искусстве не проникал так глубоко в мистические закоулки души, в трансцендентное, в «подсознательное». <…> Я ощутил ужасающий, бесконечный крик природы»
Художник не расставался с Достоевским до самой смерти – с его «Бесами» на прикроватном столике Мунк был найден мертвым в своем загородном имении.
Рене Магритт «Влюбленные», 1928
В мире художников Рене отличился заурядностью – в нем не было того безумия и эпатажа, как у его коллег по картинам. Зато есть загадки. Его страсть к скрытому и философия образов в картинах меняет привычное визуальное наслаждение интеллектуальным напряжением. Суть его творчества легко объясняет картина «Вероломство образов»: там изображена трубка и подпись – «Это не трубка».
«Влюбленных» Магритт также окутал магией:
-
«Любовь слепа». По одной из версий, она об ослепляющей страсти, поглотившая влюбленных, и об иллюзии любви. Метафоричны обмотанные головы – люди в любви не видят и не слышат ничего вокруг. Но мог ли художник-интеллектуал оставить столь очевидный ответ – остается лишь догадываться.
-
Вторая версия полностью противопоставляется первой: Герои картины достигли полной глубины любви, приняв все «преграды», и способны ощущать ее, невзирая ни на что. Она – о зоркости сердца.
-
Третья, печальная версия – из биографии самого художника. Когда Магритту было четырнадцать лет, его мать спрыгнула в реку. Впоследствии, ее тело было найдено с головой, обмотанной тканью. И хотя художник всю жизнь отрицал то, что трагедия как-то повлияла на его жизнь и творчество, и не одобрял психоанализы своих картин, данную фигуру можно увидеть на многих полотнах автора.
Чонтвари «Старый рыбак», 1902 год
Однажды сотрудник музея долго рассматривал полотно, провисевшее десятилетия, незамеченным никем, и пытался разгадать замысел автора. И наконец, понял. Загадка заключалась в двойственности образа: если вертикально разделить картину пополам, вместо старого рыбака появятся Бог и дьявол, будто подразумевая, что в каждом из нас есть и светлое, и темное начало. На правой стороне изображен гармоничный морской пейзаж с сидящим на лодке лицом, в котором видят Бога. Левую часть занял дьявол с черными рогами, вокруг которого вздымаются высокие волны бушующего моря. Данное полотно также представлено на выставке, только не забудьте попросить зеркало – суть картины тогда станет намного очевидней.
При жизни Чонтвари не продал ни одной картины, а на родине его и вовсе считали сумасшедшим – он держался вдали от людей, вел аскетический образ жизни и иногда входил в образ пророка. По мнению искусствоведов, к сюрреализму в картинах его привела прогрессирующая шизофрения.
На выставке также представлены работы Фриды Кало, Рембрандта, Михаила Врубеля, Караваджо и многих других. Для того, чтобы узнать еще больше интересных фактов о картинах – рекомендуем взять экскурсионный билет. Здесь вы также можете приобрести открытки, шопперы, магниты или холсты с изображением любимой картины.
Комментарии (0)