С начала 2023 года в Алматы функционирует музей Lumiere Hall – первый культурный объект, который представляет искусство в новом формате. Уникальность музея – использование инновационных технологий, красочных проекций и множества экранов, благодаря чему полотна великих мастеров «оживают», а зрители могут чувствовать себя внутри этих произведений.

На выставке мультимедийного формата посетители полностью погружаются в полотна художников: изображения приближаются и отдаляются, предметы и детали приходят в движение, и все это сопровождается объемным звуковым рядом. Помимо проекционного зала, в музее работает зона галереи с экспозициями. Здесь можно почитать про жизнь и творчество художников, узнать интересные факты и разобраться в загадках тех или иных картин.

Вполне возможно, что Lumiere Hall вскоре станет еще одним символом Алматы. Ведь жители, сбегающие от городского гула, все больше стекаются сюда: уединиться с искусством, посидеть в тишине и освежить свои мысли.

Тема выставок в музее регулярно меняется. Так, с 2023 года в формате «Оживших полотен» здесь были представлены работы Ван Гога, Н. Рериха, И. Айвазовского и Фриды Кало. Сейчас посетителей радуют полотна загадочного интеллектуала Рене Магритта и золотого представителя модерна Густава Климта.

Для того, чтобы поход на выставку был содержательным, подготовили для вас краткую экскурсию в творчество вышеупомянутых художников. В материале рассказываем, чем привлекательны эти авторы, что таится под золотыми красками Климта и как играть в интеллектуальные игры с «Сыном человеческим».


Рене Магритт

В его картинах влюбленные прячут лица под белым покровом, мужчины в котелке упрямо не смотрят в глаза, герои забывают о гравитации, а Солнце светит в полночь. Рене Магритт – предводитель в неизвестный мир, где реальность искусно играет в прятки, а обыденное становится тайной. Творчество художника – врата в воображаемую вселенную, в котором сознание превращается в собственные символы и держит в долгих догадках: «Что это значит?».

Бельгийский художник был представителем магического сюрреализма. Он – исследователь, интеллектуал и загадочник, который в своих работах пытается противостоять «здравому смыслу» и заставить зрителей задуматься. Полотна мастера предназначены не для праздного созерцания и эстетического наслаждения, а для тайн, которые следует постичь. Однако стоит помнить, что в его работах нет единого правильного ответа, он у каждого зрителя – свой.

Один из главных мотивов его творчества – страсть к скрытому: то, что таится под привычными образами и что можно разглядеть, лишь нырнув глубже в грезы художника. Ведь ​​все видимое что-то скрывает, а сокрытое проливает свет на истинную суть. Мсье Магритт писал об этом следующее:

«Все, что мы видим, скрывает что-то другое, и нам всегда хочется увидеть то, что скрыто, за тем, что видно. Существует интерес к скрытому, к тому, что видимое не дает нам разглядеть».

Почерк художника легко запомнить благодаря повторяющимся аспектам:

1. Парадокс. Для писателя была важна тесная связь между словом и образом. Но в то же время он старался избегать названий, которые легко поддаются интерпретациям. Наиболее известные картины –«Вечернее платье», «Перспектива мадам Рекамье», «Вероломство образов» с изображением трубки и подписью «Это не трубка», а также аналогичная работа «Это не яблоко» .

Не менее интересной является картина «Великая война». Здесь нарисована женщина, на которой можно заметить изящное белое платье, вычурный зонтик, шляпу с перьями и сирень, скрывающая лицо женщины. На первый взгляд кажется, что к картине подобрано противоречивое название. Однако автор говорит:

«Между тем, что мир предлагает нам как видимое, и тем, что это данное видимое под собой прячет, разыгрывается некое действие. Это действие – зримо, и оно – как борьба, и потому название «Великая война» воспроизводит его содержание с достаточной точностью».

Бесчеловечное лицо войны, изящно одетая в обман и обещания – кажется, картина все еще не теряет актуальности.

2. Скрытые лица. Его герои не показывают свои лица – они либо изображены со спины, либо их покрывают простыни и маскируют неожиданные предметы. Автор в очередной раз обращает внимание на потемки сознания, которые все ускользают от взгляда: «Воспроизведение запрещено», «Учитель», «Дух приключений», «Ящик пандоры». 

Образ покрытых лиц появляется в знаменитых «Влюбленных» и «Сути дела». По некоторым данным, на это оказало влияние самоубийство его матери, которая утопилась в реке. Когда ее нашли, голова женщины была обмотана ночной рубашкой, навеки скрыв ее лицо. Однако сам Магритт отрицал воздействия данного случая на его творчество и даже высмеивал подобные психоанализы.

3. Человек в котелке. Художник носил шляпу-котелок, вел тихую жизнь и не любил выделяться из толпы. Когда его попросили нарисовать автопортрет, он не знал как себя изобразить и закрыл лицо яблоком. Так появился «Сын человеческий». Подобные приемы он использует и в других своих работах: «Человек в котелке», «Размышления одинокого ходока», «Счастливый даритель», «Декалькомания».

Возможно, автор вложил определенные субъективные смыслы в эти картины, возможно это образы самого заурядного человека, а яблоко – просто яблоко, а не символ грехопадения. Ведь комментируя свои работы, он часто отмечал:

«То, что я пишу, не имеет ничего общего с символикой. Я интересуюсь не символами, но только теми вещами, которые сами могут быть символизированы…Вопреки всеобщему мнению, которое приписывают моим работам символический смысл, в моей живописи нет никакой задней мысли. И что за удовольствие толковать символы?»


Густав Климт

Полотна художника по популярности, пожалуй, уступают лишь «Джаконде», а его золотые картины давно стали элементом поп-культуры. Вероятно, вездесущий «Поцелуй» видели все: на билбордах, блокнотах, шоперах, одежде и интерьере. Почему полотна «поп-иконы» все еще притягивают? И как художник не теряет актуальности спустя сто лет?

Одной из главных тем работ Густава Климта являются женщины – экзотические, чувственные, демонические: без них творчество художника кажется немыслимо. Это были дамы из высшего общества, девушки из народа, еврейки и аристократки. В своих работах художник выводит новую формулу женского портрета. Его героини – смелые, энергичные, воинственные и роковые, но при этом не лишены утонченности. Наблюдая за нынешней гендерной ситуацией, вполне оправдано считать, что Густав Климт – один из немногих представителей своего века, который стал предвестником их славы – современной отважной женщины.

Художник стал символом эпохи модерна благодаря эстетике и экспрессионистскими тенденциями. Раскованная кисть художника не боится экспериментировать со стилем, цветом и символикой, наполняя их загадочным сюжетом, чувственным эротизмом и изящной мифологией. Благодаря этому его работы можно легко отличить:
 

1. Золотой вихрь. Отпечаток золота в сознании художника оставил отец – тот был ювелиром. В «золотом» этапе своего творчества Климт всячески использует богатый блеск материала – как краску, так и листовое сусальное золото. Заполняя золотом задние планы своих работ,  художник постепенно переходит к полному покрытию полотен («Поцелуй», «Портрет Адели Блох-Бауэр» и «Древо жизни»). Вершиной «Золотого периода» художника считается «Поцелуй». Исследователи считают, что прототипами героев в сладостном томлении являются сам художник и его возлюбленная Эмилия Флеге.

2. Узоры. Волшебный танец орнаментов и оттенков является одним из главных мотивов творчества мастера. Они часто появляются в элементах пейзажа, одежда и рисунках волос героинь. Большое влияние на его стиль оказало японское искусство, которым художник серьезно увлекался: у него была коллекция кимоно, самурайских мечей, доспехов и гравюр.

Один из ярких примеров – картина «Смерть и жизнь». Картина разделена на две отдельные части: правая сторона представляет жизнь, левая – скелет смерти, скрытый под одеянием. Оно украшено черными крестами, кругами и прямоугольниками в темно-зеленом и фиолетовом оттенках, в то время как золотые орнаменты жизни создают впечатление роскоши и великолепия. Орнаменты также можно заметить в других работах художника: «Богородица», «Дама с веером», «Сны об Адель»

3. Водяные нимфы. Сказочные представительницы подводного мира являются частой темой в творчестве Густава Климта. Красавицы с  копнами длинных волос чувственно наслаждаются друг другом, играют с рыбками и плывут наперекор воде. Работы отличаются буйством красок, контрастом и многослойностью деталей.  Наделяя своих героинь холодной красотой и чувственным эротизмом, художник в очередной раз демонстрирует тягу к обнаженной фактуре и раскрывает природную красоту, женственность и магические загадки мира.


Больше о жизни и творчестве художников можно узнать на выставке «Выставка «Густав Климт и Рене Магритт. Ожившие полотна». Приобрести билеты можно здесь.

Дата публикации: 16.04.2024