Обзор фильма «Последняя дуэль»
На этой неделе на большие экраны вышел новый фильм от создателя культового «Гладиатора», в котором режиссер снова ищет вдохновение в событиях давно минувших дней. Мало кто в Голливуде умеет снимать кино на историческую тему так, как это делает Ридли Скотт, и тем интереснее, какой же получилась его новая лента. Смог ли режиссер не ударить в грязь лицом, какие сюрпризы ждут зрителей и при чем тут старое японское кино — обо всем расскажем в данном обзоре!
Ридли Скотт — это режиссер, который собаку съел на поприще исторического кино: многие обожают его «Гладиатора», некоторые вспомнят такие ленты как «Царство небесное» и «Робин Гуд». Новая же картина — «Последняя дуэль» — примечательна тем, что в этот раз в центре конфликта находится фигура женщины и ее стремление к справедливости. Сам же сюжет основан на событиях, действительно имевших место быть и описанных летописцами во французских хрониках.
Повествование в картине ведется с точки зрения трех сторон конфликта, и зрителю предлагается ощутить разницу между восприятием происходящих событий, оказываясь то в шкуре одного персонажа, то двух других (ценители старого кино наверняка вспомнят японскую картину «Расёмон» 1950-го года). Использование подобного вида повествования создает здесь контраст между рыцарскими сюжетами о благородных слугах короля, ставшими привычными для кино, и реальностью, которая оказывается не такой уж и красивой.
Написанием сценария ленты занимались Николь Холофсенер вместе с Беном Аффлеком и Мэттом Дэймоном, которые еще и выступили здесь в актерском амплуа. Авторы здесь не дают слабину: в плане раскрытия темы и всестороннего обзора центральной темы сценаристы делают все возможное, чтобы зритель смотрел за происходящим не отрываясь. Однако, некоторых может смутить то, что, в конечном итоге, в фильме нет ни одного значимого персонажа мужского пола, который бы не воспринимался как отрицательный — от самовлюбленных рыцарей до инфантильного короля.
У фильма серьезный актерский ансамбль — помимо уже названных Бена Аффлека и Мэтта Дэймона, здесь играют Адам Драйвер и звезда недавнего блокбастера «Главный герой» Джоди Комер. Из-за того, что фильм демонстрирует мужских персонажей, скупых на яркие эмоции, актеры бóльшую часть хронометража вынуждены держать серьезную мину. А вот главная героиня истории, сыгранная талантливой Джоди Комер, вываливает на зрителя бурю эмоций, от беспомощного отчаянья до искреннего возмущения и непонимания.
То, что события происходят в Средние века, накладывает отпечаток на восприятие ленты в современных реалиях: это не тот фильм, который не пытается следовать популистской киноповестке и стравливать мужчин против женщин. Вместо этого картина рассказывает историю одинокой женщины, внутри которой желание добиться справедливости сталкивается со страхом за жизнь — свою или кого-то из близких. Это не фильм о равноправии мужчин и женщин, это фильм о наличии прав вообще, и поэтому Средневековье с его патриархальными взглядами выступают не аналогией современности, а, скорее, антиподом. Другое дело, что и в современном мире есть страны, жизнь в которых иначе чем средневековой и не назовешь.
У Ридли Скотта получилась качественно снятая лента, которая, в силу особенности освещаемой темы, выбивается на фоне предыдущих фильмов на исторические темы, и ставить ее выше или ниже объективно не удается, а средневековый сеттинг — пожалуй, единственное, что связывает «Последнюю дуэль» с другими работами режиссера.