Обзор фильма «Индиана Джонс и колесо судьбы»
«Индиана Джонс и колесо судьбы» — новая часть приключений самого знаменитого археолога в кино, которая начинает штурмовать большие экраны. В новом обзоре вы узнаете, так ли нужно было это продолжение, чего лишается серия из-за очередного фильма, продолжили ли создатели путать мифологию с конспирологией и каково старине Джонсу-младшему без Спилберга.
На протяжении всех предыдущих частей режиссерское кресло занимал Стивен Спилберг, но в этот раз у руля встал Джеймс Мэнголд, знакомый вам по «Логану» и «Ford против Ferrari». Никаких авторских изысканий от режиссера искать тут не стоит (возможно, оно даже и к лучшему): открывающая экшн-сцена, погони с высоким градусом везения, перелеты по карте с двойной экспозицией — все эти атрибуты серии остались, и новая картина не изменяет стилистике предыдущих частей. Даже пресловутые нацисты снова принимаются тревожить уже подуставшего археолога.
Первое, что бросается в глаза в новом фильме — неумение сценаристов начать с хэппи-энда, которым заканчивалось предыдущее «Королевство хрустального черепа». Прославленный Индиана Джонс предстает перед зрителем одряхлевшим, никому ненужным ворчливым стариком, лекции которого больше не желают слушать даже ранее всегда внимательные студенты. Впервые в серии приключения становятся не авантюрой в поисках неизведанного, а вымученным и вынужденным преследованием из-за нежелания терять последнее.
Костылями истории служат непонятно откуда взявшиеся второстепенные персонажи, которые кроме раздражения изначально ничего не вызывают. Да, позже их мотивацию начинают слегка обогащать, но для этого придется прождать две трети фильма, а хронометраж у него солидный — два с половиной часа. Скуку с переменным успехом получается разбавить экшн-сценами — от уже привычных пробежек по крышам вагонов до захватывающих гонок на моторикшах. Несмотря на это, последняя треть картины заставляет забыть обо всех огрехах фильма: на сладкое приготовлена, без преувеличения, одна из самых зрелищных и чувственных сцен во всей серии.
Одно из не самых очевидных, но занятных достоинств новой ленты — артефакт, вокруг которого крутится сюжет «Колеса судьбы». В этот раз он не имеет отношения к мифологии (и уж тем более — к конспирологии, спасибо большое), а основан на вполне себе исторически существующем прототипе. Если в предыдущих фильмах достоверностью жертвовали в угоду приключениям, в новой части от реальной истории остается заметно больше. Иронично, что только к пятой части серия фильмов об археологе добралась до настоящего исторического наследия, хоть и с традиционным добавлением фантастики.
А вот с главным злодеем у фильма полный порядок: как и в любом другом фильме серии, антагонист ничего путного из себя не представляет. «Индиана Джонс» — это франшиза, каждый фильм которой сконцентрирован сугубо на главном герое и его везении, где злодеи — сплошь картонные плохиши, которые никогда не ставятся вровень с героем, а только умеют вставлять палки в колеса. Похвастаться им, помимо запоминающейся внешности, в общем-то нечем. В этот раз в образе противника Индианы выступает персонаж Мадса Миккельсена, чей нацистского толка Грин-де-Вальд в третьих «Фантастических тварях» и то выглядел представительнее.
По словам создателей, пятая часть похождений Индианы Джонса — последняя, и больше продолжений не будет. Прошло 42 года с момента выхода «В поисках утраченного ковчега», и на этой цифре история Харрисона Форда в роли археолога в шляпе завершается. Завершается не самым величественным образом, однако и непростительных промашек не допускается. Кому-то может стать не по себе из-за странного вида омоложенного Джонса во флэшбеках (ощущение, будто перед нами новый «Тинтин») или новых персонажей, не особо располагающих к себе. Но, тем не менее, Мэнголд смог снять кино, близкое по духу к прежним частям. Жаль только, что финал воспринимается двояко, так как сценаристы не решились завершить серию на грандиознейшей ноте.