Айсулу Азимбаева: «Нам нужно больше мест, где люди могли бы просто общаться»
Мы побеседовали с Айсулу Азимбаевой — актрисой театра и кино, а также владелицей бара Le Janbyr. Интервью вышло насыщенным и интересным, Айсулу рассказала нам о любимых маршрутах в горах, подготовке к марафону, балете и хороших барах, в том числе и о том, в какие места водить иностранцев и каких заведений не хватает в Алматы.
Здравствуйте! Расскажите коротко о себе — то, что актуально на сегодняшний день.
Я сейчас играю в театре. На экраны скоро выйдет фильм «Бизнесмены» (фильм вышел на экраны 1 ноября, - прим. редактора, - на время интервью картина еще не вышла), 17-го числа у нас будут «Счастливые поют», в апреле я открыла свой бар, а в июле я ходила с экспедицией на Хан-Тенгри - это самая высокая гора в Казахстане. К сожалению, я не дошла до пика, надо больше готовиться. И буквально вчера я зарегистрировалась на Парижский марафон, который состоится в апреле.
Какая у вас насыщенная жизнь! Есть ли свободное время?
Нет, свободного времени нет (смеется).
Говорят, что у Алматы есть свой дух. Куда вести гостей Алматы, чтобы они смогли прочувствовать его? Есть ли у вас определенный набор действий, особый способ почувствовать себя алматинцем?
Когда приезжают мои друзья иностранцы, первым делом я веду их на Зеленый базар, в баню «Арасан» и кушать шашлыки. Я не знаю почему, но им безумно нравится просто такой Алматы — ни гламурные рестораны, ни крутые концепции, ни модные дизайны. Им нравится то, что, наверное, как-то определяет наш город. А шашлык, баня и базар - это то, что было, есть и будет.
А расскажите, пожалуйста, о театральной жизни в Алматы?
Я недавно выкладывала огромный пост о своем разочаровании балетным искусством и получила очень много отзывов, критики от самих танцовщиков и тех, кто занимается театральным делом. Я, конечно, понимаю, что это все обидно, я думаю, что мне хотелось бы выстроить конструктивный диалог с ними, но опять же я не профессионал. Я - зритель, который желает выразить свое уникальное мнение, потому что я очень люблю балет.
В какие театры я хожу? Это, определенно, ARTиШОК, потому что они всегда, как мне кажется, держат руку на пульсе времени. Еще я стараюсь ходить на все привозные, особенно танцевальные спектакли, но они, конечно, проходят очень редко. То есть, это то, что нам привозят в ГАТОБ, когда приезжают действительно крутые танцовщики. Если говорить о классическом репертуаре театров, — Ауэзовский, Лермонтова, Немецкий, то, к сожалению, я не ходок.
На какой спектакль или постановку, вы бы посоветовали сейчас сходить?
«Счастливые поют» говорят хороший спектакль (смеется). Я, конечно, могу много раз заниматься самохвальством, но ведь этот спектакль не обо мне. Этот спектакль с потрясающей музыкой, живым голосом, с хорошей драматургией, поэтому мое участие в нем не делает его для меня надуманно лучшим.
Из репертуара театра ARTиШОК — спектакль «Уят», из репертуара ГАТОБа мне очень нравятся одноактные балетные постановки — «Шахерезада», «Кармен», есть спектакль «Красная Жизель», «Анна Каренина». Если говорить о классике, то, наверное самый впечатляющий балет, который мне нравится — это «Лебединое озеро», потому что Чайковский спасает всех.
Такой балет, который мы себе представляем обычно…
Да! Он очень классический — пуанты, белые пачки, красивая музыка и все мы знаем сюжет. Я думаю, наверное, не нужно сильно разбираться в балете, чтобы получать удовольствие от просмотра. Иначе можно очень сильно разочароваться.
Ваше любимое место или заведение в городе?
С открытием своего бара в городе, к сожалению, нет времени куда-то ходить и плюс с недавних пор я очень сильно слежу за своим питанием. А ресторанная еда обычно подается в больших порциях, либо там столько компонентов, которые мне не нужны: слишком много соли, масла и так далее. Места, где я предпочитаю есть — это индийские ресторана, у нас их три — Spice Mantra, Tandoor и Govinda’s, также шашлычная на Кирова «Эмир», там действительно вкусно. Кстати, это место, куда я вожу друзей. Там очень аутентично.
Сама я люблю сидеть и назначать встречи в ресторане «Аврора», потому что там спокойно. Из баров, если не считать Le Janbyr, то мне нравится ATABAR. А чтобы потанцевать? Это такая большая проблема, в Алматы негде нормально потанцевать. Я буквально сегодня разговаривала со своей коллегой, которая тоже любит тусить, а я очень люблю тусовки. Так вот, мы обсуждали Gogol, ТСБ, «Чукотку», «Туыскан», Sky bar, который сейчас переходит в BlackHall. Но я в своем возрасте и в своих увлечениях, не вижу площадки, где мне было бы комфортно танцевать. В «Чукотке» бывают хорошие ди-джеи. Когда они ставят классную музыку в стиле дэнсхолла, реггетона, может быть рэпчика какого-то, тогда хочется подвигаться вне зависимости от того, пьян ты или нет. И плюс, мне нравятся вечеринки, которые ребята организовывают сами: Кипиш, Blackout, Взлетная, Звук. Вот такие четыре площадки, где собирается ультрамодная молодежь, где играют качественную, не попсовую музыку, и где действительно можно хорошо оторваться — без кальянов, женщин на каблуках с голливудскими локонами.
Ваш бар, с каким настроением сюда приходить? В чем его уникальность?
Наш бар достаточно демократичное место. Здесь я обращаюсь так: «Ребят, без претензий, вообще без претензий». Мы не ставим процент за обслуживание, у нас нет меню, обычно я говорю: «Я — ваше меню, что хотите есть или выпить?» Плюс нашего бара в том, что, мы, четыре человека, которые создали этот бар, стоим за стойкой. Следим за тем, что происходит в баре, за всеми внутренними его процессами. И это делает его особенным, потому что чувствуется отношение. Я всегда берегу каждого гостя, учусь быть абсолютно не оценивающей, то есть это место открыто для всех. Ну, наверное, кроме тех, кто себя агрессивно ведет.
В нашем баре можно делать все. Я разрешаю сидеть, лежать, стоять на мебели, расписывать стены, не только стены, вообще все, и если у меня хорошее настроение, то я разрешаю на себе рисовать. А если ты что-то разбил, то ты за это заплатил — и все это честно.
У нас нет таких гостей, которых мы не хотим видеть или гостей, к которым мы как-то по-особенному относимся. Я думаю, этот дух свободы, он и привлекает молодежь. Да, она неплатежеспособна, но я считаю, что эти люди будут создавать такой ландшафт культурной, ночной жизни города, модной тусовки. Поэтому мне хотелось бы быть частью этого процесса, сделать даже не бизнес, а какое-то культурное наследие. Есть «Чукотка», которая когда-то воспитала уже третье (!) поколение тусовщиков, и я очень надеюсь, что Le Janbyr bar когда-нибудь сможет стать таким же местом.
Я знаю, что вы активно занимаетесь спортом. Где всего приятнее это делать у нас в городе?
Это очень интересно, потому что я считаю, что бег помогает лучше узнать город. Свои тренировки с тренером мы проводим на стадионе, который находится на Абая-Розыбакиева, отдельно от него я бегаю на «Динамо» на Шевченко-Мауленова, потому что это очень близко к бару. А если говорить о городских площадках, то это Терренкур, Ботанический сад, Парк первого президента, там достаточно длинные расстояния, если вы делаете кросс на 8-16 километров. Просто на стадионе, один круг где-то 400 метров, то сколько кругов надо набегать, чтобы вышло 12 километров? Много! Это больше для тех, кто любит цикличность, кому не нужно думать в какую сторону бежать. Допустим, в Ботаническом саду приятно бегать, в разные времена года там безумно красиво. Терренкур крут тем, что там есть наклоны и это подходит для продвинутых тренировок. Можно также бегать на Кок-тобе. В той альпинистской секции, куда я хожу, они раз в неделю бегают от Центрального стадиона до Кок-тобе и обратно, кто-то бегает до Медеу, но это уже профи.
Любые марафоны и полумарафоны, которые устраиваются у нас в городе - для меня это всегда событие. Ведь ты бежишь по не типичному для себя маршруту, и Абая, и Аль-фараби специально ради такого закрываются. В таком случае, ты смотришь на город с точки зрения центра улиц, и это, на мой взгляд, необычно. Определенно стоит пробежать хотя бы 10 километров ради такого.
Вы во всех городских забегах участвуете?
Нет, не во всех. Например, в Женском забеге я принципиально не участвовала, потому что это сексисткая идея. В некоторых забегах я не участвую, так как меня нет в городе. Но, конечно, я стараюсь быть частью всего того. Любой забег - это определенная метка в твоих тренировках. Ты можешь хорошо тренироваться, но в забеге, благодаря соревновательности, духу мероприятия, ты делаешь результаты намного лучше.
Какое самое большое расстояние вы пробежали?
Полумарафон, 21 километр.
А за сколько?
Первый полумарафон, весенний забег я пробежала за 2 часа 9 минут. В этот раз я управилась за 2 часа и 8 секунд. Мне кажется, что я улучшила результат, пусть не намного, учитывая, что на последнем забеге было не 21 километр, а 20 километров и 800 метров. Это не очень хорошо, потому что мы сравниваем результаты и не понятно, как ты пробегаешь даже последние 500 метров.
Какие у вас дальнейшие планы?
Вот, я купила себе слот в Парижском марафоне…
42?
Да, я надеюсь у меня получится пробежать свой первый, полный, настоящий марафон в Париже. Вы знаете, как говорят: увидеть Париж и умереть (смеется). Я не знаю, почему мне в голову приходит именно эта фраза, но я всегда говорю, что можно подняться на какую-нибудь гору и умереть, и уже ничего не страшно, не жалко.
Давайте теперь поговорим про горы. У вас есть любимые маршруты?
Это так интересно, потому что есть определенные треккинговые легкие маршруты — это Кок-Жайляу, мой, наверное, самый любимый маршрут, потому что он очень зеленый.
Еще мне нравится Большой Алматинский пик, туда можно водить новичков. Я всегда говорю, что ты не настоящий алматинец, если не был на БАПе.
Фурмановка тоже неплохая. Я недавно ходила на Комсомол, тоже хорошо. Но единожды побывав в настоящих горах, как Хан-Тенгри или Эльбрус, кажется, что наш Туюксу такой маленький. Хотя это не правда, я имею в виду, что менее зрелищный.
Я никого не призываю ходить в большие горы, для этого требуется много подготовки. Наши же горы достаточно доступны для того, чтобы насладиться крутым видом. Так, мне очень понравился пик Советов, когда ты поднимаешься, ты можешь видеть гору, которая разделяет всю часть Большого Алматинского озера до той стороны, не знаю, как называются те горы.
С кем вы поднимались на Хан-Тенгри?
Мы делали экспедицию при поддержке Акимата Алматинской области, с Ануаром Нурпеисовым и Александром Кузнецовым, нашим оператором. Шли мы 16 дней до той отметки, к сожалению, мы не смогли дойти до пика. Но это, наверное, цель на следующий год.
До какой высоты вы дошли?
Я дошла до 6000. Это мой личный рекорд. Я не была готова идти на 7000, но на 6000 была абсолютно готова.
Невероятные цифры! Хорошо, назовите самое романтичное место в городе?
Я даже не знаю. Кажется, что с возрастом все притупляется. Раньше мы все любили Тулебайку, а сейчас она стала такой скудненькой.
Я очень люблю парк Горького, но я туда достаточно редко хожу, потому что он мне напоминает о моем детстве. Особенно та старая часть парка, где проходит железная дорога, там сейчас заброшено и много зелени.
Думаю, возможно, это горы. Где-нибудь на Кок-Жайляу. Мне не нравятся горы выше трех тысяч, потому что там ничего не растет. Мне больше нравится, когда есть зелень, елочки. Правда я ненавижу ходить в горы в выходные, я люблю ходить туда в будние дни, когда там мало народу. Я обычно начинаю свои походы в 5 утра, чтобы уже в 10 начать спуск, когда основная часть людей, наоборот, поднимается. Это такой маленький лайфхак.
А Горельник вам нравится?
Я там никогда не была. Знаете, это удивительно. У нас есть общий чат с Казахстанским горным клубом, там люди, которые достаточно давно ходят в горы. И многие из них никогда не были ни на Молодежке, ни на пике Туристов, ни на Большом Алматинском пике, хотя они обходили самые большие горы Казахстана. Ну, это потому что, им интересен только высокогорный альпинизм.
Следующий вопрос: где вы предпочитаете встречаться с друзьями?
Marrone Rosso и Aurora. Мне нравится, что там еда более или менее правильная. В рестораны я хожу исключительно в свои cheat days, когда можно поесть манты, плов или шашлык, а так обычно я стараюсь ходить туда, где нет большого соблазна жирно поесть.
А как часто такие дни проходят? Раз в неделю или месяц?
У меня на самом деле это зависит от цели. Если я сейчас на строгой диете, то стараюсь их не устраивать.
Есть место, куда я хожу перед и после марафона. Все знают, что нужно есть правильные углеводы, и можно есть пасту. Поэтому перед марафонами все начинают ходить по итальянским ресторанам. И у нас есть потрясающее место, которое мне очень нравится — Trieste. Там готовят вкусную пасту. Она тоже без претензий, не люблю кухню с изысками.
В Алматы получается мало заведений правильного питания?
Их вообще нет. Точнее, есть, O!Cafe. Но я там не была.
Сложность с правильным питанием в том, что нужно есть маленькими порциями и часто. И, к сожалению, рестораны не ценят, если они подают маленькие порции. Обычно в таких местах цены высокие. И мне, допустим, жалко отдавать за каждый прием пищи 5000 тенге, если в день 4-5 приемов еды. Поэтому приходится находить какие-то более или менее приемлемые варианты.
Когда вы планируете досуг, обращаетесь ли к каким-нибудь сервисам, онлайн-изданиям?
Я очень часто путешествую, и вот там, да, обращаюсь.
Сложно найти приложение или сайт, который был бы очень честен. Именно редакторский совет, не туриста, потому что туристические места меня немного отпугивают. Поэтому даже свой бар я стараюсь не прокручивать в каких-то Tripadvisor, Booking или приложениях для рекомендаций мест по всему миру. Я в Алматы такого не видела, наверное, потому что здесь я и так знаю многие места. Всегда стараюсь заходить в новое место и просто чувствовать нравится оно мне или нет.
Допустим, в Париже есть такое приложение Fooding. Это приложение-журнал, где редакторы делают такую четкую подборку мест, и я абсолютно доверяю им. В Алматы - не уверена.
А как же мы?
Согласитесь, что у вас аудитория разная. И если бы мы говорили об аудитории, точно готовой отдать за свой ужин 5000-15 000 тенге без вина, то скорее они бы не были вашей аудиторией.
Вы говорите о том, чтобы делать подборки под разную аудиторию?
Да, да. Большинство выбирает что-то среднее, что-то вкусное, что-то достаточно дешевое. Люди, которые разбираются в еде и напитках, и готовые переплачивать за это, их возможно не заинтересует та подборка мест, которую выбирают в ваших опросах. Я часто видела, что вы делаете, допустим «Лучшее суши-место». Я знаю, что такое место - это Sumo-San, но там дорого. Я строго отношусь к дорогим ресторанам, как Parmigiano, «Алаша», East, Crudo и так далее. Откровенно, они мне не нравятся. И я не хочу переплачивать слишком много денег за еду, которую можно найти в таком же качестве, но в более душевных или доступных ресторанах.
Я пока не находила такого ресурса или человека, который мог бы мне сказать - да или нет.
Знаете почему бы я вам не доверяла? Если вы один раз сделаете критику ресторана, то не факт, что вас пустят в следующее.
Да, нам с этим нужно быть осторожнее. Последний вопрос: какое бы место вы добавили на карту города? Чего не хватает Алматы, на ваш взгляд?
Мы об этом говорили, это должна быть столовая или магазин быстрого питания с полезной едой. Есть такой бренд Pret a Manger, очень популярный, он был основан моделями. Там продают боксы с готовой, вкусной и главное полезной едой. Все рассчитано — белки, жиры, углеводы. Боксы разные: для набора массы или для того, чтобы сбросить.
Второе, это место с хорошими танцами. Без кальяна.
И третье, как ни странно, у нас очень мало хороших баров с хорошей атмосферой. Из них, наверное, есть Le Janbyr, ATABAR, возможно All Saints. У меня недавно друзья открыли Ginger bar, но я там еще не была. Он маленький, там ребята сами стоят за баром. Это очень важно для меня. Может, еще 6/45. Остальное все слишком пафосное. Я работаю в этой сфере, и каждый день открывается много мест, но пойти все равно некуда. Невозможно сделать хороший душевный бар, чтобы и с концепцией, и с нормальными ценами. Но хорошо, что есть выбор. Я считаю, что в Алматы мы начинаем двигаться в сторону упрощения, где ищем душевности в местах, нежели просто красивого интерьера или вкусной еды. По сути дела, нам нужно больше мест, где люди могли бы просто общаться. Поэтому «Чукотка» так долго живет, и Janbyr такой популярный, а в ATABAR ходит очень много народу. Но я опять же говорю только об аудитории своих друзей.