Абылайхан Камалладин: «Для меня нет более идеального города, чем Алматы»
В рамках нашей новой рубрики «Люди», мы провели интервью с Абылайханом Камалладином. Он рассказал нам о том, как блогерство набирает большие обороты в Казахстане, почему Алматы хорош в любое время года и за что можно полюбить алматинские пробки.
Здравствуйте! Наш первый вопрос всегда звучит так: чем вы занимаетесь на данный момент?
У меня есть агентство Bloggers. Раньше блогеры, грубо говоря, работали без менеджеров. И когда они взаимодействовали с рекламодателями, у них не получалось. Выходило так: либо блогер кидает рекламодателя, либо рекламодатель кидает блогера.
Если говорить о моей первой работе - я раньше был директором по коммуникациям в Каспийском университете. Потом мне предложили заняться проектом «Алма-Ата, штат Небраска», но после того как я отыграл там. Кстати, все до сих пор думают, что я тот же самый мамбет. Затем я занялся монетизированием данного проекта в июне 2017 года. Обошел более ста рекламодателей, и все говорили одно и то же: «Отправьте письмо нам на почту». В тот момент мне стало понятно, что письмо никогда не будет прочитано.
Таким образом, за три месяца ста провальных встреч и презентаций, наконец-то, что-то начало получаться. Нашим первым нормальным рекламодателем стала корпорация Chocolife. После этого, я уже начал отдельно продавать страницы Биржана Ашим, Тават, Марлен Капбара, ребят из Queex. Мои знания и опыт в маркетинге здорово помогали и рекламодатели шли. В тот период случилась забавная история: компания «Технодом», когда мы снимали десятый видеоролик для них, спросили меня о том, где я ходил раньше (смеется). На что я ответил: «Я вам отправлял предложения на почту». Они в ответ удивились и спросили, кому именно я послал это письмо. И что выяснилось в итоге? Человек, которому я все это отправлял, никогда не отвечал на подобные предложения, потому что в его обязанности это не входило, грубо говоря, он просто послал нас. Хотя таких, подобных нашим предложениям, было море.
Вспоминается тот период, он был весьма тяжелым и объемным в плане работы. В декабре прошлого года нужно было отснять 19 рекламных роликов у 6-7 блогеров. Изначально хотели заказать 32 ролика, но я смог всего лишь 19. И чтобы вы понимали: 19 дней в декабре мы снимали и добились своего, не смотря на холод и прочие погодные условия. После этого, в январе, я осознал, что мне не хватает определенных знаний. Но это точно ни магистратура, ни какие-то курсы, поэтому я начал спрашивать советы у своих друзей. У меня есть друг Магжан Тлеуханов, он кстати, тот человек, который воссоздал весь маркетинг Нурлана Байдельды. Он начал мне давать советы, делиться полезным, а уже в феврале этого года мы поехали в Москву на тренинг «Бизнес молодости». И считаю, что больше самих курсов, мне помогла Москва, сам город.
На данный момент как обстоит ситуация? Мы сняли 183 рекламных ролика и фото-постов, около 500-600 сториз (Instagram Stories). Такой совет сразу: сториз принесут больше результата, чем пост с фотографией. Но сториз выходят дороже.
Интересно, обычно посты продают дороже.
Да, посты можно пролайкать. Но сейчас люди не хотят вниз листать ленту, они хотят делать это горизонтально. Еще один момент: в сториз можно просмотреть подробную статистику - переходы по ссылкам, количество реально увидевших и не пропустивших сториз. На мой взгляд, здесь получается самая точная картина.
И еще одно важное преимущество рекламы в YouTube и Инстаграма перед рекламой на телевидении в том, что интерес к нашим работам не падает. Например, кейс с Байзаковой. Когда мы ее разыгрывали, нашим рекламодателем был KFC, кстати, самый крупный за всю историю Небраски. Так вот, когда мы признались Айжан в том, что мы ее разыграли, то сделали это в KFC. И это была не случайность. Здесь отсчет идет не неделями, а месяцами. Вот, представьте: пранк прошел - просмотры падают, Байзакову посадили на трое суток в тюрьму — количество просмотров вырастает, через некоторое время снова падает, затем Байзакова забеременела — цифра снова растет. В одно время на Ютубе, когда в поиске вбивали «Айжан Байзакова», первым в списке выходило наше видео. Мы поняли, что даже через 5 лет, наш ролик кто-то будет смотреть.
А сейчас на что направлена ваша работа?
Тут такой момент: есть блогеры со своей правдой и рекламодатели, в основном рекламные агентства, которые перестали креативить. Они друг друга не понимали. И тут выступаю я в роли посредника. Мы обсуждаем дедлайны, темы для видео и тому подобное. Блогеры советуют, что лучше сделать, исходя из знаний о своей аудитории. Все это я передаю рекламодателям и объясняю почему лучше сделать так.
Первое, что я хочу сказать - я зависим от творческих людей. Зависеть от наркомана легче, чем от творческого человека. Почему? Потому что, наркоманами можно управлять.
Блогерами невозможно управлять, ни деньгами, ни брендами. Их возможно как-то заинтересовать нереально крутой идеей, создать какой-нибудь реально крутой кейс. Например, у нас даже в заказчиках было Министерство здравоохранения, где ролик, как нам говорили, утверждал сам министр здравоохранения РК. Правда это или нет, мы не знаем.
Второе, все рекламные компании, все FMCG-компании, они решаются в Москве. Но за последние два месяца мы развернули этот процесс в обратную сторону, то есть теперь мы говорим Москве, что и как правильно делать в Казахстане. Там нет такой осведомленности о наших традициях, менталитете. Да даже казахстанские вайнеры дают большой трафик московским и обучают их как нужно снимать. Рекламные агентства также не отстают. И Нурлан Байдильда показывает большие результаты, не зря ведь он собирает полные залы там. Казахи реально завоевывают Москву. И это не только те люди, которых я назвал, это тот же Скриптонит, Jah Khalib и различные видеомейкеры.
Это здорово, радует такой масштаб! Хорошо, давайте перейдем к главным вопросам. Алматы тоже развивается как город, не стоит на месте. Чего не хватает Алматы, на ваш взгляд? Какое бы место вы добавили на карту города?
Так получается, что за следующие полторы недели я буду выступать три раза в Астане. Я буду рассказывать о монетизации блогерства, выступать придется для школьников и не только. А еще расскажу о правильном выстраивании PR-кампаний для молодежи, людей до 25 лет. Это та аудитория, которая скоро станет взрослой и будет тратить бешеные деньги. Они тратят эмоционально, а не рассудительно. К чему это я? Алматы не хватает подобных конференций. Хотя мероприятий в городе становится больше, это радует.
Я побывал в 10 столицах мира, и еще в 15 обычных городах. И я вам так скажу — для меня нет более идеального города, чем Алматы. Тбилиси - нет, Стокгольм - нет, Любляна - нет, Брюссель - нет. Когда ты не в Алматы, ты начинаешь скучать по городу. Даже по таксистам. А таксисты у нас стали нормально зарабатывать и нормально себя вести.
Хорошо. А что не нравится в городе?
Я думаю, что этот район (Розыбакиева-Левитана) — это новый Левый берег Алматы. Объясняю почему: вот эти и вот эти пустыри скоро застроят. А вокруг одни новостройки. Поэтому, наверное, избавился от таких пустырей.
Какие три самые главные места характеризуют город? Без которых, Алматы не Алматы.
Яблоки, горы и кафешки.
Кстати, о горах. Вы там часто бываете? Есть любимые маршруты?
Любимого маршрута нет, потому что до похода — они все любимые, а во время похода — ненавидишь. Ведь там даже тропинок нормальных нет. Этим летом я был шесть в горах, и два раза подвернул ногу.
А где с семьей любите отдыхать? Куда обычно ходите?
С семьей мы редко гуляем. Но недавно у меня появился любимый человек, с которым у меня есть большие планы на будущее, и что она, что я, мы можем сказать друг другу «Давай Сходим!» Топ любимых мест: ресторан Fellini, рестобар 6/45, Crudo, Traveler’s. В Алматы на самом деле много хороших заведений.
С друзьями в те же места предпочитаете ходить?
Если это кинособытие, мы идем обычно вместе с блогерами, так как моя жизнь определенно связана с ними. Но мы любим такого рода мероприятия, и воспринимаем их как просто возможность хорошо провести время.
Если зимой - это обязательно «Шымбулак», «Ак-Булак» (если там персонал поменяется в лучшую сторону)...
Многие, кстати, жалуются на сервис в «Ак-Булаке».
Сервис там колхозный. Не знаю, почему сервисы между двумя похожими местами так разнятся. Может, потому что, в «Шымбулак» вбухиваются огромные деньги. Да, прокатиться там на лыжах или сноуборде стоит дорого, но люди идут туда. Оно того стоит. Мне кажется, что в Алматы все будет дорого. И это правильно. Если не будет дорого, то человек не поймет, что ему пора расти. У меня было так, что меня ошибочно назначили на две недели директором филиала университета в Астане, и я уже думал, что у меня крутая зарплата, хотя там и 1000 долларов не было. Я думал, что я чуть ли не король мира. Но когда меня осадили, спустили вниз, сказав, что я слишком молод, я понял, что в мире нет ничего постоянного и нужно стремиться к лучшему. Честно я не знаю, что будет завтра, уже вечером я могу улететь. И от этого я кайфую. Мне нравится жить так, как я хочу. Это самое главное, не важно сколько я зарабатываю.
Алматы растет, сервис улучшается, мероприятий и заведений становится больше. И поэтому, все должно быть дорого.
Как вы считаете, Алматы – романтичный город? Почему?
Да, очень. Только здесь я встретил свою любовь. В других городах не получалось. В Астане люди заняты корпоративным правом или гослужбой, в ожидании пятницы. А в других - все не так хорошо, отчего я и живу в Алматы.
Алматы - самый лучший город?
Да, хотя я сам кызылординец (смеется).
Мы закончили с основными вопросами, теперь блиц-вопросы — нужно закончить предложение:
Если я хочу попеть в караоке, я иду с большой компанией, которая смеется до упаду. Главное смех, а не песни. Потому что, петь никто не умеет.
Пока я стою в алматинской пробке, я могу через Skype или FaceTime провести несколько встреч. Но я люблю алматинскую пробку. Я был в московской, и я полюбил наши пробки. Либо 23 минуты стоять, либо час и сорок семь минут.
Алматы хорош во все времена года. Если бы он был чисто тропическим городом, было бы неинтересно. Если чисто зимним, соответственно - тоже. У нас все четыре сезона - смачные. Зима - ужасно холодно, весна - есть своя красота, лето - невозможно жарко, осень - ветрено. Но раз мы изменили улицы, стало ясно, что мы уже не Венеция. Статус «Венеции» переходит Астане (смеется).