В основе его сюжета – легенда о вилисах. Это девушки-призраки, погибшие от несчастной любви, которые теперь мстят молодым мужчинам. Одетые в подвенечные платья, они кружат их в хороводе танца до тех пор, пока жертвы не упадут без сил замертво. Французский литератор Теофиль Готье познакомился с ней в пересказе немецкого романтика Генриха Гейне. Вместе со сценаристом Жюлем Сен-Жоржем они в считанные дни придумали сюжет «Жизели». Адольф Адан за три недели написал партитуру. В качестве хореографов выступили маститый Жан Коралли и молодой Жюль Перро.
Сразу после премьеры в парижской Гранд-опера 28 июня 1841 года «Жизель» была признана выдающимся достижением балетного театра. Уникальная созвучность трогательного сюжета и его хореографического воплощения определили удачную судьбу «Жизели». И прежде всего в России. В 1850-х годах в Петербурге балет находился под присмотром одного из авторов – Жюля Перро, который продолжал совершенствовать спектакль. Однако решительная коррекция танцевальных сцен принадлежит Мариусу Петипа, по праву считающемуся третьим автором хореографии «Жизели».
Первой исполнительницей партии Жизели была Карлотта Гризи, в разное время ее танцевали такие выдающиеся русские балерины, как Тамара Карсавина и Анна Павлова, Ольга Спесивцева, Галина Уланова, Наталия Бессмертнова, Алтынай Асылмуратова…
Сюжет «Жизели» ясен и компактен: два акта – два мира – реальный и фантастический, которые символизируют противопоставление мечты и суровой действительности.
Главное богатство «Жизели» – ее хореография. Из выразительных средств доминирует арабеск – одна из красивейших форм классического танца. Хореографическая красота массовых сцен царства вилис пленяет зрителя навсегда. Меняются вкусы, мода и время, но успех «Жизели» остается неизменным.
Обложка: astanaopera.kz
Комментарии (0)