Алматы
Выставка молодых художников "Untitled"
Выставка молодых художников "Untitled"

16265296_1628348097459942_2187930237427910921_n
Выставка «Без названия», в которой участвуют Алпамыс Батыров, Мария Пальчикова и группа «Repas» - довольно неожиданный выбор Esentai Gallery, специализирующейся, в основном на художниках мейнстрима, «высокого искусства» итальянских и казахстанских авторов.

С другой стороны, стрит-арт давно уже завоевал право выставляться на самых престижных площадках мира. Так, в 2006 году на выставке в Бруклинском музее серия граффити была представлена в качестве новой формы искусства, которое зародилось в отдаленных районах Нью-Йорка, и достигло своих высот в начале 1980-х годов в творчестве Crash, Lee, Daze, Кита Хэринга и Жана-Мишеля Баския. В 2009 году французский художественный мир также принял новую форму изобразительного искусства, организовав большую выставку уличных художников в Большом Дворце Парижа на которой 150 авторов выставили 300 своих работ.

Стрит-арт в Казахстане безусловно связан с деятельностью фестиваля «Артбатфест», программно нацеленного на развитие и репрезентацию различных видов и жанров уличного искусства, в основном, приглашенных авторов. Но не меньшее значение в его существовании имеют местные художники – уже достаточно известные Паша Кас и группа Repas.

Алпамыс Батыров, представленный в Esentay Gallery станковой графикой и инсталляциями, также часто участвует в уличных акциях и делает граффити. Весной 2016 года на фестивале Shymkent Art Days он сделал надпись на стене, огораживающую старую цитадель города, гласившую: «Будущее за нами». Это остроумное высказывание выполнено в полном соответствии с законами жанра: монументальная роспись точно вписана в размер стены, заключена в четкий контур, размеры букв и толщина линий, контрасты цвета укладываются в то, что на языке граффитчиков называется masterpiece, или «кусок». Не последнюю роль в данной росписи играет и замысловатость, «запутанность» шрифта, затрудняющего возможность прочтения, что также является одним из канонов жанра. Но в условиях современного Казахстана, где критические высказывания не поощряются, это достаточно хитроумный прием, позволяющий художнику говорить эзоповым языком.

Графика Алпамыса – это, на первый взгляд, хаотически заполняющие пространство листа
странные формы, напоминающие детали разобранного часового механизма. Мало того, эти детали и взаимодействуют друг с другом по принципу механизма, в конце концов складываясь в городской пейзаж.
Уличное искусство по определению – порождение городской культуры, которая сама по себе для Казахстана – достаточно актуальное новшество. Вплоть до начала 90-х каноническим мотивом нашего искусства была жизнь кочевника на фоне степей, гор, коней и баранов. Хотя городской пейзаж и существовал в 50-60 годы прошлого века в работах С. Калмыкова, Р.Великановой, Л.Леонтьева, все же первым художником-урбанистом считается Дулат Алиев, в конце 80-х изображавшим повседневную жизнь Алматы.

Тем не менее, понятие «городская культура» появилось и начало осмысляться в Казахстане буквально в последние пять-шесть лет. Конференции и дискуссии об урбанистике, дизайне и развитии городской среды вовлекают в процесс широкую общественность, следствием чего стало активное отношение горожан к состоянию улиц, парков и зданий.

Граффити – такое же порождение уличной культуры, как и официальный городской дизайн, другая сторона медали. Методика группы Repas – классическое воплощение интернационального стиля, неотъемлемой частью которого является музыка хип-хоп хардкор, брейк данс. Для многих это образ жизни, скрытый и не очень понятный широкой публике. Тем не менее, обнаружив у себя во дворе или на стене проржавевшего гаража виртуозную надпись “Repas”, сопровожденную картинкой, алмаатинцы приходят в восторг, фотографируют и обсуждают работу в сетях. Но деятельность группы не ограничивается только подпольным рисованием на заборах и трансформаторных будках тегов, слов и фраз, выполненных то брутальным нагромождением букв, то изысканной гибкой линией. Они выполняют также муралы – монументальные росписи на фасадах и торцах жилых домов и офисных зданий, в интерьерах ресторанов и фирм – например, для торговых марок West, Mars, Alma TV . На уже упомянутом фестивале Shymkent Art Days группа расписала фасад жилого дома портретами горожан, остроумно стилизовав их под старую черно-белую фотографию.
Муралами занимается и Мария Пальчикова, единствнная дама-участница выставки.

Одна из последних ее работ – изображение батыра в уличном пространстве алматинского ресторана Del Papa.
Таким образом, в городах Казахстана происходит процесс постепенного перехода от образцов советского и довольно холодного монументального декора к созданию живой и демократической городской среды.
Работы героев этого транзита – на выставке «Без названия».

Дата публикации: 25.01.2017
Я пойду!
Отметьтесь и расскажите об этом событии друзьям,
чтобы они смогли к вам присоединиться!
Место на карте
Esentai Gallery, пр. Аль-Фараби 77/8

Комментарии (0)

Другие выставки

Введите номер телефона
Ваш номер используется исключительно для того, чтобы наши партнеры смогли связаться с вами и не передается третьим лицам
Введите код из смс
Введите имя и фамилию

Выберите город

Возврат

ID Билета: