Ботагоз Толеш выказывает свои эмоции, чувства, интуитивное постижение красоты мира с помощью разноцветных нитей, из переплетения которых возникают своеобразные артефакты. Старинное ремесло ткачества давно стремится в пространство искусства, забота которого не прагматика, а эстетика. Эстетика созданных художником образов.
В нашем городе работают такие замечательные гобеленщики как Алибай и Сауле Бапановы, Раушан Базарбаева, Батима Заурбекова, Малик Муканов. Однако Ботагоз не пасует перед их мощными творческими концепциями и создаёт свой, индивидуальный, мир метафорических изображений. Она мастерски владеет линией и цветом, уверенно стилизует рисунок, избегая подробность, избыточность натурных реалий.
Сокращение – признак поэтического отклика на события, которыми одаривает чуткую душу мир природы и мир искусства. Всё – увиденное, прочитанное, услышанное, почувствованное – создаёт внутри художника нечто похожее одновременно на кристалл с бесконечными гранями, играющими отражениями, и магму, извергающую образы чего-то, что надо сначала уловить сетью воображения, а затем придать этому неповторимые черты свой личности.
Излюбленная тема Ботагоз – движение: полёт птиц, прогулки и мечты девушек, звуки музыки. Движение в пространстве, движение во времени. Трудные задачи. Особенно в гобелене, преданном традиционным своим качествам: плоскостность и декоративность. Можно сказать, что Ботагоз с этими задачами справляется. Геометрия линий и мозаика лоскутов цвета призваны не повествовать, но намекать, указывать не на смыслы, а на трудно уловимое очарование реальности.
Её птицы стремительно или неспешно летят. Хрупкие девушки томно мечтают или предаются медитативному созерцанию на лоне природы. Музыкальные инструменты обогащают время и пространство то бархатным звучанием виолончели, то решительной россыпью звуков рояля. Ботагоз Толеш нашла свои темы и сюжеты, а главное – узнаваемую стилистику форм, счастливо располагающуюся на границе натурного и условного, в амплитуде между нежностью и силой.
Комментарии (0)