Аман Рахметов: «Поэзия — это как дышать под водой»

Дата публикации: 04.12.2019 Автор: Лолита Минигулова 812

Редакция «Давай Сходим» побеседовала с поэтом Аманом Рахметовым чтобы узнать, что он думает о современной поэзии, как приходит вдохновение и о любимых местах нашего города.

— Представьтесь, расскажите немного о себе.

— Аман (Амангельды) Рахметов, 24 года. Родился в г. Уральск. Служу в авиации, воинское звание лейтенант. В свободное время пишу или читаю стихи. Публиковался в литературных журналах «Подъём», «Простор», «Молоко», «Камертон». Участник воронежского областного совещания молодых литераторов (2018 г.)  Автор книги стихов «Почти» (2019 г.)

img_8464

Фото: @mir.zaev

— Когда начали писать, что вдохновляло?

— Точно не помню. В школе я ненавидел поэзию, потому что ее надо было учить, зубрить. Мне нравилось писать песни. После, я поступил в российский вуз (г. Воронеж) и на первом курсе случайно попал на поэтический вечер, выступил со своими текстами и понял, что это не тот уровень. Каждый год я в себе что-то ломал, менял и работал над стихами. На 4 курсе посещал семинары при союзе писателей Российской федерации, которым руководит поэт Зоя Колесникова. После выпуска выпустил книгу.

— Помните первое Ваше стихотворение?

Первое нет, к сожалению, не помню. Да если бы и помнил, я бы не стал его читать.

— Переживания влияют на творчество?

— Абсолютно ничего не влияет. Я могу быть не в настроении, но как только я сажусь за чистый лист, меня — нет.

— Откуда черпаете вдохновение для работы?

— Знаете, я люблю людей. Люблю весь мир и одновременно нет. Такой диалог противоречий. Мне всегда хочется выяснить что за гранью всего. Вдохновляет простое общение с людьми. То есть может возникнуть какая-либо фраза из беседы, или образ.

— Был случай, когда я сидел с друзьями, и я головой коснулся стекла. И было ощущение будто оно мягкое, и я представил, как углубляюсь в него. Так, появилось «мягкое стекло»

***
Коснутся руки мягкого стекла
и мир за выпуклостью станет шире,
и если окна с миром —
пополам,
то мы актеры, ждущие за ширмой.
Но выпуклость — иллюзия
и звук
аплодисментов громких — вызывает
у стен твоей квартиры тихий зуд,
и ты, как гость,
становишься незванным.
Ковер в прихожей, трогаешь ковер
руками,
хочешь по нему пройтись,
не разуваясь — настоящий вор,
теперь
ты — вор,
ты — вор, остановись.
Не нужно прикасаться к стёклам,
нет!
ни выпуклости мира,
ни свободы —
есть плоскость,
ты,
и карандаш на ней,
и лошади, глотающие воду
далёкие, в таинственном лесу…

— Или, к примеру, иду я с увольнения. В руках хлеб и сборник стихотворений. Так и записываю. Верлибр

***
Купил булку хлеба и сборник Мандельштама
не знаю с чего начать
хромает небо
улицы раздвигают квадратные колени
и сдвигают обратно
хлеб покрывается плесенью.

— Знаю, что некоторые творческие люди не любят собственные творения. А как вы относитесь к своим работам? Важно ли критиковать самих себя?

— Важно. Самокритика должна быть. И со стороны — тоже. В моем случае эта моя невеста, мне повезло. Все мои стихотворения проходят через ее хорошо или плохо. Она строгий критик.

img_8468

Фото: @mir.zaev

— Процитируйте несколько строчек самого важного для вас стихотворения. И почему именно это?

***
ДИАЛОГ ПРОТИВОРЕЧИЙ
И там, где засуха — нежданный дождь,
А там, где дождь — забытая пустыня.
И так всю жизнь по крайностям идёшь
То с полными руками, то с пустыми.
Обходишь ночью блоковский фонарь,
И хочешь взвыть на звёзды, как собака,
Не зная звёзд. И на какой алтарь
Молиться вслух стихами Пастернака…
Проходит всё. Проходят все. И ты
Проходишь тихо, не сказав ни слова
О том, как ранние, в снегу, цветы
Во имя глупости цвести готовы.
                     ___
На берегу вселенной есть рыбак,
Он ловит звёзды, трогает их, нюхает
И отпускает снова — что никак
Им не даёт со временем потухнуть…

*Стихотворение, посвященное памяти другу детства, Дамиру Рыскулову.

— Недавно вышла ваша книга «Почти». Какие эмоции вас переполняли, когда вы получили свой экземпляр?

— В первую очередь благодарность всем людям, которые помогли мне это сделать.

— Где можно почитать ваши стихи? 

— Многие стихи в свободном доступе. В интернете есть архивы журналов, в которых я печатался.

 — Назовите несколько современных поэтов, которых стоит почитать. Почему-то многие уверены, что современная проза и поэзия находятся в катастрофическом упадке — вот такой вот стереотип.

— На сегодня поэзия разнообразна. От мейнстримных актеров до никому неизвестных гениев. Хорошие стихи писать не прибыльно. Должна быть основная работа.

— Современные поэты, которых я советую почитать: Сергей Гандлевский, Александр Кабанов, Юрий Казарин

— Какие у вас творческие планы?

— Закончить работу над второй книгой стихов и первой книгой рассказов.

— Как вы считаете, что такое поэзия? Где проходит грань между зарифмованными строками и поэзией?

— Это сложный вопрос. То же самое что спросить, что такое музыка? Или что такое любовь? Если говорить простыми вещами, об этом хорошо сказал Бродский «Поэзия — высшая форма речи» от себя добавлю, что

«Поэзия — это как дышать под водой».

img_8518

Фото: @mir.zaev

— XIX век был золотым веком русской поэзии, XX век – серебряным. Как вы думаете, какое место отведено поэзии в XXI веке?

— Стеклянный. Все такое хрупкое, нежное, непостоянное…

— Согласно известному высказыванию, «Пушкин – наше все». А кто из поэтов для вас — «все»?

— Борис Леонидович Пастернак. Считаю его лучшим поэтом всех времен.

Одно из его любимых произведений:

ЕДИНСТВЕННЫЕ ДНИ
На протяженье многих зим
Я помню дни солнцеворота,
И каждый был неповторим
И повторялся вновь без счета.
И целая их череда
Составилась мало-помалу —
Тех дней единственных, когда
Нам кажется, что время стало.
Я помню их наперечет:
Зима подходит к середине,
Дороги мокнут, с крыш течет
И солнце греется на льдине.
И любящие, как во сне,
Друг к другу тянутся поспешней,
И на деревьях в вышине
Потеют от тепла скворешни.
И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И дольше века длится день,
И не кончается объятье.

— Часто путь в поэзию начинается с подражания великим авторам. Расскажите, как преодолеть этот момент и выработать свой собственный стиль?

— Все приходит постепенно. У Бродского, к примеру, сильная рифма, логика. Рифме я и научился у него. У Рождественского я научился любви. У Пастернака — музыке.

— Время проходит, и ты начинаешь осознавать себя в поэзии и в не поэзии. И, конечно, не перестаешь читать, читать, читать, чтобы не повторяться.

— Как происходит рождение стихотворения? Оно сразу приходит к вам «законченным» или случается работать над отдельными строками долгое время?

— Чем больше я работаю над ними, тем дольше это происходит. На одни стихи уходят недели, месяцы, на другие годы.

—  Приходилось ли вам переживать творческий кризис? И как, если не секрет, справляетесь со «взлетами и падениями музы»?

— Я вообще не понимаю этого. Если у меня возникает кризис в стихотворениях, то я пишу плохие стихи или рассказы. Нахожусь постоянно в поиске чего-то нового.

— Вы являетесь основателем направления «Южные тетради», как к вам пришла идея создать данный клуб?

— Я приехал в Шымкент и начал искать литературные клубы, кружки и не нашел. И тогда решил создать свой. Мы разбираем какого-либо автора. После идет разбор стихотворений членов клуба. Критика, советы, просто общение.

— К нам очень легко попасть, ждем всех желающих.

img_8470

Фото: @mir.zaev

 — Что бы вы хотели пожелать читателям «Давай Сходим»?

— Давайте уже куда-нибудь сходим…

— Назовите любимые места в городе.

— Цитадель города – потрясающие закаты и рассветы, тишина.

— Все, что за городом — горы, горы!

— Арбат – куда без него.

— Набережная – напоминает Весновку в Алматы.

Понравился материал?
Не забудьте поделиться им с друзьями!

Комментарии: 0 Добавить комменарий

Авторизуйтесь, чтобы комментировать