Великое переселение народов: история депортаций
Вторая лекция цикла «Живая память» посвящена истории депортаций различных народов в Казахстан. Депортационная политика в период установления советской власти и до смерти Сталина в 1952 г. в СССР носила массовый характер. Российский исследователь П. Полян выделил 52 депортационные кампании. Исследователи считают, что депортации носили, как этнический, так и социальный характер и начинались, как продолжение классовой борьбы. Депортации в Казахстан начались в 1936 г. и затронули такие этнические группы, как финны, поляки, немцы, курды, турки, корейцы. Депортации, как и другие виды репрессий, использовались советской властью в том числе для достижения определенных экономических целей – новой власти нужна была дешевая рабочая сила.
Вход свободный, но нужна регистрация, нажмите здесь
История депортаций – это история появления в Казахстане мультикультурной среды, взаимного проникновения культур, традиций, взглядов, обогативших общее пространство новыми формами, история дружбы и взаимопомощи. История, которая и актуальна и сегодня – в поиске общей “казахстанской” идентичности, в поиске ценностей и идеалов, которые могли бы объединять наше общество – ради лучшего будущего. И в то же время, депортации можно рассматривать как одну из практик тоталитарных режимов.
«Этнические чистки», как называет депортационные кампании американский историк Тимоти Снайдер, активно практиковались и в странах Восточной Европы, оказавшихся под влиянием Москвы. В частности, после победы над Германией они затронули немцев, проживающих на территории, присоединенной к Польше и самих поляков. Давая характеристику депортациям, как одной из практик тоталитарных систем, Снайдер пишет: «Коммунисты могли забрать земли, но также и отдать их, изгнать людей, но в то же время, дать им убежище. Люди, которые потеряли старый дом и обрели новый полностью зависели от тех, кто мог защитить их».
Во время нашей встречи мы познакомимся с историей депортаций, узнаем о воспоминаниях и личных историях, послушаем представителей разных диаспор и сможем задать им вопросы.
Комментарии (0)