Шостаковича называют летописцем ХХ века. Действительно: можно прочитать десятки книг, а можно послушать все пятнадцать симфоний Шостаковича, и многое нам станет понятно. У него есть симфония «Бабий Яр», или симфонии «1905 год», «1917 год». Конечно, «Ленинградская» симфония, написанная буквально на крыше Ленинградской консерватории в перерывах между обстрелами — на крыше, потому что Шостакович записался пожарником-добровольцем в начале войны. Шостаковича называют самым мрачным композитором ХХ века. Иногда нужно набраться храбрости, чтобы начать слушать его музыку. Он говорит о том, о чём не принято говорить так откровенно: о смерти и о страхе перед смертью. Бывает так, что его музыка своей мощью просто вжимает в кресло, и кажется, что конец света вот-вот наступит.
Шостакович говорит о пошлости в этом мире. Главная героиня его оперы — женщина, одержимая страстями и, к тому же, убийца. У него есть натуралистическое изображение полового акта в одной из сцен оперы — «Куда катится классическая музыка?» — возмущались многие слушатели «Леди Макбет Мценского уезда». Музыка Шостаковича дарит нам самые острые ощущения: когда после апокалипсической кульминации в симфонии вдруг звучит тихая мелодия, и от её красоты у нас перехватывает дыхание. Когда смотришь его балеты — невозможно не смеяться, когда слушаешь фортепианные концерты или прелюдии и фуги — невозможно не восхищаться его мастерством. Как полюбить музыку Шостаковича? И зачем вообще слушать его музыку?
Купить билет на трансляцию можно по ссылке.
Комментарии (0)