Люди создают «искусство» постоянно – не зафиксировано ни одной достаточно устойчивой человеческой общности, члены которой не занимались бы созданием изображений. Однако с завидной регулярностью они со страстью уничтожают эти самые изображения. Кто-то разбивает статуи, кто-то сбивает со стен фрески, кто-то сжигает, раскалывает или рубит картины, написанные на дереве или полотне. На Востоке и Западе, в Африке и Европе, человеческие существа уничтожают изображения, кто-то – «свои», понятные, кто-то – «чужие», вызывающие неприязнь, аналогичную ксенофобии, а кто-то – собственные, созданные своими руками (наиболее знаменитый, хотя и не слишком документированный пример – флорентийские художники, сжигавшие свои картины под воздействием проповедей Савонаролы). Вероятно, главными причинами уничтожения изображений, и нарисованных живописцами, и вырубленных в камне, и отлитых в металле, были соображения религиозного характера. Этому увлекательному занятию предавались и язычники, и христиане, и мусульмане, и атеисты. Произведения искусства успешно уничтожались во время войн на протяжении всей европейской истории.
Но главным предметом лекции будет не случайное уничтожение изображений, столь распространенное в истории, а мотивы, двигавшие участниками двух самых знаменитых в истории европейской культуры вспышек иконоборчества – византийского в VIII-IX вв. и нидерландского в XVI в., когда христиане, жители Восточного Средиземноморья, а через 700 лет христианской истории – Северной Европы, не только сметали с лица земли десятки тысяч произведений собственного культа и искусства, но и не забывали одновременно с этим калечить, пытать и отправлять на тот свет тысячи своих конфессиональных и политических оппонентов.
Купить билет на трансляцию можно по ссылке.
Комментарии (0)